Смерть "Курска": два года спустя. Виктор БАРАНЕЦ, Александр ГАМОВ. 12 августа - вторая годовщина гибели "Курска". Всего две с половиной минуты хватило торпедному боезапасу подводной лодки, чтобы уничтожить ее вместе с экипажем. И почти два года потребовалось правительственной комиссии, чтобы назвать причину катастрофы. Что же произошло за эти два года? И какие уроки извлекли из трагедии гражданские и военные чиновники, президент и все мы? Уроки для чиновников. Незадолго до приезда Путина в Видяеве высадился "десант" из высоких чиновников. Они ошарашенно осматривали убогие подъезды и дырявые крыши домов, где живут подводники. К прибытию Путина поселок стахановскими темпами "подмарафетили". На что видяевцы грустно замечали: "Не погиб бы "Курск" - о нас бы и не вспомнили". После вмешательства президента правительство все же рассчиталось с семьями погибших - деньгами, жильем, льготами для детей, решивших поступать в вузы. Не обошлось без накладок: неясным оставалось, как быть с выплатами для "гражданских" жен подводников, для родителей неженатых моряков. Пошли обиды и жалобы. Худо-бедно, но и этот вопрос в итоге утрясли. Североморское горе учило министров не принимать половинчатых решений и предусматривать их последствия. Трагедия "Курска" также показала, чем может обернуться для России затягивание военной реформы. В итоге уже нашли средства для новых спасательных аппаратов и судов, спустили на воду две атомные подлодки, приняты решения повысить военным денежное довольствие. Уроки для адмиралов. Поведение адмиралов в первые дни трагедии было таким, что теперь стыдно вспоминать. Ведь звучали заявления, что "Курск" лег на дно, что с экипажем установлена связь. Урок тут ясен: иногда лучше промолчать, чем врать. В те дни командующий флотом Попов произнес загадочные слова: "Я бы хотел посмотреть в глаза тому, кто организовал эту трагедию". Но даже сейчас, когда уже известна причина катастрофы, адмирал не пояснил, кого имел в виду. Это похоже на блеф. Ибо теперь точно установлено, что американской или английской подлодки в районе учений не было. И потому, похоже, иным нашим адмиралам придется с помощью зеркала смотреть в собственные глаза - по их воле "Курск" впопыхах собирался на учения с дефектной торпедой, лодку выгнали на мелководье, а учения проводились с рядом нарушений. Но и сваливать все на адмиралов несправедливо (и это тоже урок). Они командуют тем флотом, который им достался. Проржавевший, недоукомплектованный, недоремонтированный и недофинансированный. И не адмиралы виновны в том, что уже 10 лет новейшие корабли и подлодки уходят со стапелей наших заводов к чужим берегам. Уроки для президента. Гибель "Курска" стала первым серьезным уроком для Путина как главы государства. В те дни он, похоже, сделал для себя открытие: информация о том, что происходит в стране, поставлена в Кремле не на высоте - даже к президенту она нередко поступает в дозированном виде. Похоже, лишь после гибели "Курска" ВВП понял, какое запущенное хозяйство ему досталось. Именно в те дни он впервые заговорил о том, что в ряд сфер - от оборонной до ЖКХ - десятилетиями не вкладывались средства, что в России изношено все и вся, а угроза техногенных катастроф реальна, как никогда. С того "черного" августа в политике государства поменялись приоритеты. ВВП вынужден был пересмотреть и подходы к кадровой политике. Судя по всему, он пришел к выводу: если чиновников выгонять после каждого ЧП, скоро останешься один. И главное. Трагедия "Курска" позволила Путину другими глазами взглянуть на должность, которую он занимает. ВВП понял: в трагические минуты глава государства должен не только решительно действовать, но и быть вместе со страной. Этим объясняются его стремительные полеты в зоны бедствия - в Якутию и на Ставрополье, внезапная остановка в Уфе в день похорон жертв авиакатастрофы. Уроки для всех нас. Светлана Николаевна Алексеевская написала в "КП" из Брянска: мой сын погиб в Афганистане, у меня такое же горе, как и у матерей моряков "Курска", но почему нас поставили в неравное положение? Одним - выплаты в полном объеме, и добавка от фонда, а еще 13 тысячам таких, как я, приходится уже больше 10 лет эти выплаты выклянчивать. И это тоже суровый урок. И для властей, и для всех нас. Ибо жизнь российских воинов не может оцениваться в зависимости от того, где она прервалась - в гробовых сумерках Баренцева моря, в афганских или чеченских горах. ХРОНИКА. Август 2000 года: "КП" первой из российских газет публикует полный список подводников, погибших на "Курске". А через неделю после трагедии в "КП" - интервью с членом правительственной комиссии вице-адмиралом В. Дорогиным, который утверждает: лодка погибла из-за "толстой" торпеды. Сентябрь 2000 года: "КП" начинает собственное расследование причин гибели АПЛ. Публикуются материалы "круглого стола" с участием известных военно-морских экспертов. Январь - август 2001 года: "КП" публикует серию материалов о расследовании причин катастрофы АПЛ, в которых рассматривает все возможные версии. Ноябрь 2001 года: В "КП" выходит материал известного ученого-оружейника Дмитрия Власова, который доказывает, что лодка погибла от взрыва 650-мм торпеды. Март 2002 года: "КП" выходит с материалом, в котором бывший начальник минно-торпедного управления флота Николай Титоренко в очередной раз доказывает: причиной гибели лодки стал дефект "толстой" торпеды. Май 2002 года: Правительственная комиссия приходит к выводу: лодку погубила "толстая" торпеда. Выводы комиссии совпадают с результатами расследования "КП". <$> //* Источник информации : Комсомольская правда,10.08.02 //* Рег.Ном.- 1120800136.18-------------------------------------------