02 августа 2013
8525

Юрию Чайке дорого летать

Генеральный прокурор пожаловался председателю правительства на цену авиабилетов в России. Виноваты авиакомпании, считает Юрий Чайка: они навязывают услуги

Авиакомпании умело используют устаревшие нормативные акты - такое объяснение высоким ценам дает Чайка (его письмо Дмитрию Медведеву от 18 июля есть в распоряжении "Ведомостей"). "Проведенная проверка Генпрокуратуры с привлечением ФАС показала, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно. В том числе и путем навязывания дополнительных услуг, которые включаются в различные тарифы экономкласса <...> В итоге стоимость билета вырастает в 1,5 раза", - жалуется генпрокурор премьеру. Количество дешевых билетов ограничено, пассажирам приходится приобретать билеты по высоким тарифам с дополнительными услугами, в которых они, как правило, не нуждаются. Такая ситуация сложилась на рейсах авиакомпаний "Аэрофлот", "Сибирь", "Татарстан" и "Ак барс аэро" на рейсах из Москвы в Хабаровск, Казань, Новосибирск, перечисляет он.

Все это результат того, что в авиационной отрасли действуют устаревшие нормативы (1992-1993 гг.). Они вводились, когда в России была лишь одна авиакомпания - "Аэрофлот", и не содержат механизмов рыночного регулирования, считает Чайка. По указанным актам прибыль авиаперевозчика ограничена 20% от себестоимости перевозки. При этом в себестоимость включаются расходы, которые не являются операционными (на рекламу, аренду офисных помещений, канцтовары). Авиакомпании также компенсируют за счет других пассажиров, например, предоставление скидок детям до 12 лет в период летних каникул.

Не урегулировано и ценообразование в бизнес-классе, жалуется Чайка. Оказывая эти услуги, авиакомпании завышают себестоимость перевозки в 2 раза. Генпрокурор просит премьера поручить Минтрансу с участием заинтересованных органов принять комплекс мер (нормативно-правового характера), направленных на обеспечение доступности воздушного транспорта.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова подтвердила, что письмо получено и по нему "готовится поручение [вице-премьера Аркадия] Дворковича".

Топ-менеджер крупной авиакомпании говорит, что прибыль в 20%, которую приписывают перевозчикам, - "даже не мечты, а грезы". Если мы установим рентабельность на уровне 20%, то билеты подорожают на 18%, добавляет он. Его коллега из другой авиакомпании, входящей в топ-5, продолжает: "В письме совершенно не учтена специфика авиаперевозок. Нельзя вырывать из контекста всей системы продаж один рейс".

"Европейские рейсы рентабельны. Но на большинстве внутренних рейсов, где НДС - 18%, дорогое аэропортовое обслуживание, топливо - до 40% в стоимости авиабилета, перевозчики летают в убыток. Издержки перекладывают на другие популярные направления, - объясняет главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. - Работа перевозчика - тонкий механизм. Например, чтобы установить конкурентную цену в экономклассе, авиакомпании повышают цену в бизнес-классе. Прибыль от высокого летнего сезона дотирует перевозки в низкий сезон, поэтому билеты летом дороже. Что касается прибыли, то согласно подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта в среднем она составляет 0,6%", - резюмирует Синицкий.

Представители крупнейших российских авиакомпаний - "Аэрофлота", "Трансаэро", "Сибири", "Ютэйр" - от комментариев отказались.

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован