Эксклюзив
04 ноября 2014
2884

Виктор Шаповалов: Циклы истории российской цивилизации: через `смутное время` - к восстановлению и модернизации

В процессе исторического развития можно выделить несколько ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМ российской цивилизации, а также ряд периодов ПЕРЕХОДНЫХ от предыдущей исторической формы к последующей. Основными историческими формами целесообразно считать следующие: Русь Киевско-Новгородская (862 - 1240), Русь Московская (1380 - ориентировочно 1700), Россия имперская (1721 - 1917), Россия в форме СССР (1923 - 1991), Постсоветская Россия (2001 - по настоящее время). Крайне важно то, что МЕЖДУ историческими формами всегда существуют ПЕРЕХОДНЫЕ ПЕРИОДЫ. К ним можно отнести: Первый (1240 - 1380), связанный с монгольским игом и постепенным перемещением центра цивилизации из Киева в Москву; второй (1700 - 1721) - начало модернизации России, связанное с реформаторской деятельностью Петра I; третий (1917 - 1922) - падение монархии, Временное правительство, приход к власти большевиков, Гражданская война; четвертый (1991 - 2001) - распад Советского Союза, смутное время 1990-х.
Каждый раз после очередного переходного периода, которые правомерно характеризовать понятием близким к понятию "СМУТНОЕ ВРЕМЯ", российская цивилизация восстанавливала свои основные черты в новой исторической форме, согласно своему культурно-генетическому коду, и вместе с тем, видоизменялась под влиянием новых социально-исторических и геополитических факторов.
"Цивилизации проходят сквозь политические, социальные, экономические и даже идеологические потрясения, которые они подчас деятельно навлекают на самих себя, - отмечал выдающийся французский историк Фернан Бродель. - Французская революция не была тотальным крушением в судьбах французской цивилизации, а революция 1917 г. не являлась таким крушением в судьбах русской цивилизации...>> При исторических испытаниях цивилизация "лишь поменяла бы... присущий ей цвет, но сохранила бы почти все особенности по отношению к другим цивилизациям... Итак, утверждаемое нами существенное положение заключается в признании постоянства мировых цивилизаций, длительности их существования. Это положение настоятельно требует изучения сложившихся типов мышления, устойчивых отношений, привычных норм поведения, устоявшихся вкусов - всего того, что дает нам замедленный, уходящий в незапамятное, мало осознаваемый ход истории. [Бродель Ф. Цивилизация как длительная временная протяженность. Цит. по: Сравнительное изучение цивилизаций. М. 1999. С. 228.]
Представляется, что Фернан Бродель прав: действительно, цивилизации, как правило, проходят сквозь потрясения, лишь меняя "свой цвет", но сохраняя почти все свои особенности по отношению к другим цивилизациям. Иначе говоря, потрясения, отнюдь не всегда ведут к рождению "новой" цивилизации взамен "старой": чаще до и после потрясения мы имеем дело с одной и той же цивилизацией. Однако следует учесть, что восстановление основополагающих структур цивилизации, как правило, происходит не сразу: в большинстве случаев для этого требуется период, который следует характеризовать как ПЕРЕХОДНЫЙ.
Обратим внимание на то, что переходные периоды имеют место в самых различных процессах природной и социальной реальности. Так, понятие переходных периодов (переходных процессов) используется в таких общенаучных дисциплинах как теория систем, теория управления, синергетика. Достаточно давно известны и хорошо изучены переходные процессы в электротехнике, - процессы, возникающие в момент коммутации и вызывающие резкие отклонения от нормальных параметров во всей цепи.
Как правило, переходной процесс обладает элементами ХАОСА, или является хаосом во всем объеме. Так, синергетика оперирует понятием "ХАОС", под которым понимается абсолютная недетерминированность, принципиальная непредсказуемость, отсутствие всяких закономерностей - даже вероятностных - "когда всё случайно". Вместе с тем, хаос подобен двуликому Янусу - в этой, абсолютной неупорядоченности, этой дезорганизации заключена ТЕНДЕНЦИЯ К САМООРГАНИЗАЦИИ. Если данная тенденция осуществляется, то рождается новая упорядоченность, новая организованность, рождается новый Космос. Напомним, что в античной древнегреческой культуре под Хаосом понималось начало неупорядоченности, под Космосом - упорядоченность, целостность, гармоничность. Легко заметить, что в синергетике понятие хаоса имеет приблизительно тот же смысл, что и в античности. Кроме того, основная идея синергетики весьма схожа с античной: упорядоченность ("Космос") рождается из хаоса. [См. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М. 1984.]
В свете нашей темы важны тезисы, вытекающие из отмеченных выше общенаучных дисциплин (теория систем, теория управления, синергетика).
ВО-ПЕРВЫХ, в процессе изменения той или иной системы имеют место особые периоды, - переходные, - когда система переживает дестабилизацию, дезорганизацию, входит в состояние хаоса или близкое к нему. Протяженность этих периодов может быть различной, но она, как правило, меньше, чем периоды стабильного развития.
ВО-ВТОРЫХ, этот период является периодом, по окончании которого система либо разрушается (и тогда ей на смену приходит другая система), либо переходит в новое состояние.
В-ТРЕТЬИХ, ни переходный период, ни его исход строго НЕ детерминированы никакими факторами: как возникновение и протекание переходного периода, так и его результат (т. е. новое состояние) осуществляются под воздействием СЛУЧАЙНОСТИ, или точнее, - случайного взаимодействия многих факторов (в синергетике - "аттракторов"). Следовательно, согласно данному взгляду, состояние, предшествующее переходному НЕ определяет ни того, наступит ли переходный период, ни того, каким будет его результат. Иначе говоря, ПРОШЛОЕ НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ БУДУЩЕГО, т. е. не содержит никаких "предпосылок" и причин для состояния, возникающего в результате переходного процесса.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, новое состояние отнюдь не обязательно будет "выше", "совершеннее" и т. п. предшествующего: диапазон его вариантов бесконечен, лежит в широком спектре возможных траекторий.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что современное представление о переходных процессах является АЛЬТЕНАТИВНЫМ классической трактовке возникновения принципиально новых состояний с характерными для классики понятиями "скачок", "революция", "предпосылки", "причины" и т. п. Конечно, случайное взаимодействие многих факторов можно назвать "причиной", но, разумеется, это не причина в ее классическом понимании. Кроме того, современное понимание допускает, что "выбор" системой новой траектории в НЕКОТОРОЙ степени все же зависит от того, каким был предшествующий путь: поведение систем зависит от их предыстории.
Очевидно, что ответ на вопрос о том, применимо ли сказанное выше к истории российской цивилизации, зависит от решения ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО вопроса О ПРИМЕНИМОСТИ понятий и методов, полученных на материале естественно-математических наук к наукам социально-гуманитарным. Действительно, и теория систем, и теория управления, и синергетика возникли как обобщения результатов изучения природных явлений, прежде всего, на материале физических, химических и др. систем. Поэтому, вопрос применимости их понятий и методов к наукам социально-гуманитарного цикла остается на сегодня дискуссионным.
С нашей точки зрения, эти понятия и методы применимы к социально-гуманитарному познанию ТОЛЬКО С ЦЕЛЫМ РЯДОМ ОГРАНИЧЕНИЙ. Общая причина этих ограничений заключена в том, что предмет социально-гуманитарных наук - социальная реальность - включает в себя ЧЕЛОВЕКА с его сознанием, духовно-душевной жизнью, волей, чувствами, эмоциями. Человек не является рядовым предметом среди предметов: его жизнь и достоинство являются ЦЕННОСТЯМИ непреходящего значения. В частности, именно поэтому НЕЛЬЗЯ "проектировать" и подготовлять хаос, оправдывая это тем, что вслед за ним наступит новое, более "совершенное", "справедливое" состояние, - ведь общественный хаос неизбежно приведет гибели большого числа людей, падению экономики и к другим нарушениям нормальной жизни. Кроме того, как отмечалось, переходный процесс, отнюдь не всегда ведет к некоторому более высокому состоянию, поэтому желаемое "справедливое" общество может и не наступить, - вместо него придет еще более несовершенное, еще более несправедливое.
Если же оглянуться в прошлое, в историю, в частности, в историю России, то в ней можно без труда обнаружить целый ряд переходных периодов, отвечающих современному пониманию переходных процессов - значительные элементы хаоса, дезорганизации, неясности и непредсказуемости, т. е. того, что можно характеризовать как "смутное время". Точно также легко обнаружить процессы рождения "порядка из хаоса" - постепенное восстановление упорядоченности, постепенную нормализацию общественной жизни, а затем развитие, модернизацию.
Важную особенность переходных процессов в истории цивилизаций следует усматривать в том, что после смутного времени, траектория последующего развития НЕ столь произвольна, НЕ столь случайна как в природных процессах. Именно в истории цивилизаций "выбор" системой новой траектории в некоторой степени все же зависит от того, каким был предшествующий путь: поведение систем зависит от их предыстории". Поэтому цивилизация, как правило, ВОССТАНАВЛИВАЕТ СВОИ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ. Дело в том, в крупных общественных системах, какими являются цивилизации, эти основополагающие структуры имеют большую прочность, устойчивы на протяжении длительного исторического времени. Поэтому переход от хаоса к порядку происходит в соответствии с некоторыми моделями, паттернами, матрицей, - в нашей концепции - в соответствии с культурно-генетическим кодом.
Культурно-генетический код - это память цивилизации, - "память", как в обычном понимании, так и в смысле теории систем. Но память может быть более надежной, или менее, в ряде случаев - и вообще отказать. В последнем случае имеет место явление СОЦИАЛЬНОЙ АМНЕЗИИ (см. соответств. статью), которая может быть как спонтанной, так вызванной искусственно. В этом случае переходный процесс закончится либо противоестественной трансформацией цивилизации, либо - ее физической гибелью. Чтобы этого не произошло, общество должно ДОРОЖИТЬ СВОЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТЬЮ, бережно сохранять и оберегать ее. Если память сохранена, то цивилизация всегда найдет в себе силы пройти через смутное время, восстановиться, чтобы дать достойные ответы на новые вызовы времени.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован