Эксклюзив
30 октября 2014
5361

Виктор Шаповалов: Российское этническое многообразие: Ошибочность теории `плавильного котла`.

Россия - гигантский конгломерат народов. По степени этнического разнообразия с Россией могут соперничать только Соединенные Штаты Америки, исконно бывшие страной иммигрантов.
Резкий рост этнического разнообразия ведет свое начало с имперского периода российской истории, с послепетровского времени, с 18-го века. Именно в этот период в состав России вошли те народы, которые и по сей день составляют основу ее этнического разнообразия. Не будет преувеличением утверждать, что с этого момента Россия стала грандиозной генетической и психологической лабораторией, в которой испытываются различные способы совместного существования необычайного разнообразия этносов и соответствующих им языков, культур, верований. Несомненно, что генетическое разнообразие России явилось одним из тех факторов, который позволял и позволяет добиваться успехов в самых различных видах человеческой деятельности. Этническое и культурное разнообразие России, стало предпосылкой грандиозных свершений, которыми в праве гордиться каждый россиянин. Оно является залогом таких свершений в будущем.
Отечественная историческая наука, сконцентрировавшись на вопросах классовой борьбы и пресловутой "эксплуатации", занималась и продолжает, к сожалению, заниматься по преимуществу развенчанием "проклятого прошлого". Между тем, прошлое призвано стать источником духовного опыта. Исторические испытания могут быть основой жизненной силы нации в настоящем, также как пережитые трудности и невзгоды способны закалить характер индивида. Чрезмерная концентрация на общественно-политических вопросах явилась причиной того, что историческая наука оставила незамеченным тот огромного значения факт, что на пространствах России совершался и продолжает совершаться масштабный эксперимент совместного бытия огромного числа народов, как резко различающихся по своим характеристикам, так и относительно близких по языку, культуре, генетическому типу. НЕ ИММИГРАЦИЯ создала этот грандиозный бурлящий "котел" огромного множества этнических общностей и соответствующих языков, культур, верований. В большинстве случаев российские народы исторически УКОРЕНЕНЫ на своей территории, что, однако, не помешало им взаимно проникать друг в друга, совместно осваивать огромные территории, выдерживать исторические испытания, переживать трагедии и одерживать победы.
Российское этническое многообразие - это огромное богатство, ставящее немало проблем, но и приносящее благодатные плоды. В частности, именно оно способствовало тому, что российский дух приобрел широту, которая стала его отличительной чертой, внутреннюю свободу, которая недоступна привыкшим к унификации и упорядоченности народам Запада. Российское многообразие, в числе других предпосылок, превращает Россию в значительный фактор мировой жизни, заставляет считаться с ней мировое сообщество.
Несомненно, что вовлеченность в орбиту российской истории не оставила неизменным ни один из народов; ни один из народов не остался равным самому себе. Можно с уверенностью утверждать, что представители разных народов творили историю России, а история видоизменяла, трансформировала, творила их. Попытки вернуться к "исконному", "дороссийскому" положению несостоятельны даже для отделившихся новых независимых государств, хотя бы потому, что значительное число этнических представителей этих государств осталось в России, навеки став ее органической и неотъемлемой частью. Немалое же число выходцев из России, в свою очередь, связало свою судьбу с образовавшимися на территории бывшего СССР новыми государствами.
За три века (в некоторых случаях и больше) при достаточно широкой свободе брачных союзов, которая до 1917 года в большинстве случаев ограничивалась лишь религиозным признаком, а в последствие не ограничивалась со стороны государства никакими условиями, со всеми этносами России произошли, несомненно, значительные генетические изменения. В целом, вряд ли сегодня в России можно найти народ, чей генетический фонд остался в нетронутом виде, т. е. в том, в котором он существовал до вступления этноса в орбиту российской истории. Можно определенно утверждать, что генетическая вариативность в современной России огромна и продолжает возрастать, поскольку число смешанных браков НЕ имеет тенденции к снижению. ВМЕСТЕ С ТЕМ ДАННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ НУЖДАЕТСЯ В ПОЯСНЕНИЯХ.
КАЗАЛОСЬ БЫ, можно ожидать, что в России имеет место СМЕШЕНИЕ различных национальностей, и что Россия является с этой точки зрения ни чем иным, как огромным "плавильным котлом", в котором "варятся" и "плавятся" различные национальности. С одной стороны, так оно и есть. Но только с одной стороны. В действительности взаимоотношения национальностей (не только в России) - гораздо более сложны. Они не сводятся только к смешению, поскольку НАРЯДУ С ТЕНДЕНЦИЕЙ К СМЕШЕНИЮ постоянно действует и противоположная - ТЕНДЕНЦИЯ К ОБОСОБЛЕНИЮ И САМОСОХРАНЕНИЮ.
Вероятно, тенденция к смешению представлена в России более масштабно и отчетливо, чем в других странах с ярко выраженной многонациональной структурой, например, в США. Обратим особое внимание на то, что представление о США как о стране, где в невиданных масштабах осуществляется "смесительный" процесс различных народов, устарело и не соответствует действительности. Американские исследователи достаточно давно (в 50-е годы) пришли к выводу, что Соединенные Штаты - это "плавильный котел" (или "тигель"), в котором "все варятся", но далеко не все "плавятся". Иначе говоря, совместное бытие представителей различных рас и культур в США НЕ сопровождается, как можно было ожидать, исчезновением различий и переплавкой всех в нечто единое и однообразное. Крупнейший исследователь американской цивилизации М. Лернер писал: "Период, когда иммиграционный процесс считался в Америке аналогичным процессу, происходящему в "плавильном тигле", оказался, к счастью непродолжительным. Сегодня трудно найти серьезных писателей и мыслителей, которые бы не признавали ошибочность взгляда на американскую культуру как на нечто вроде производственного процесса, сглаживающего культурные различия и превращающего разнообразный человеческий материал в монолит Большого Каменного Лица". [Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Т.1. М. 1992. С.118. ]
Длительное господство в России партийно-государственной идеологии, предусматривавшей в перспективе полное устранение национальных различий, конечно, не способствовало своевременному развенчанию идеи "плавильного котла", которая в той или иной мере, несомненно, присутствовала в массовом сознании советского общества. Нельзя забывать, что идеология советского периода исходила из положения о "буржуазном" происхождении наций и делала отсюда вывод, что в будущем коммунистическом обществе нации "отомрут" и будущее единое человечество не будет знать национальных различий.
Надо признать, что партийно-государственная идеология в этом случае отображала вполне реальные процессы. Дело в том, что как в советское время, так и во времена Российской империи ДЕЙСТВИТЕЛЬНО имели место процессы сближения и этнокультурного перемешивания народов России. Однако эти процессы, конечно, НЕ имели никакого отношения ни к социализму, ни к коммунизму, как хотели представить идеологи. Кроме того, тенденция к перемешиванию никогда НЕ была единственной: наряду с ней всегда действовала тенденция к самосохранению национальностей, к сохранению собственной этнической и культурной самобытности.
Говорить о том, что тенденция к перемешиванию когда-либо полностью и окончательно возьмет верх, нет никаких оснований. Напротив, события последних десятилетий говорят о мощной способности народов ПРОТИВОСТОЯТЬ СМЕШЕНИЮ, об их могучем стремлении сохранить свою культурную, религиозную и этническую САМОБЫТНОСТЬ. Видимо, в перспективе нас ожидает не "монолит Большого Каменного Лица" (по выражению М. Лернера), а мир культурного и этнического разнообразия. Таким образом, тенденцию к интеграции, к сближению народов, которая, несомненно, действует как в России, так и в современном мире в целом, не следует понимать в смысле устранения национальных различий. Ее следует понимать как налаживание контактов и взаимопонимания ПРИ СОХРАНЕНИИ РАЗЛИЧИЙ.
Тем не менее, есть основания полагать, что тенденция к смешению этносов в России выражена в целом ярче, чем где бы то ни было. Число смешанных браков в России всегда было значительным. "В СССР был и сохраняется в России высокий уровень мисцегенации (генетического смешения - В. Ш.) и число потомков смешанных браков составляет огромную часть населения", - отмечает крупнейший современный специалист. [Тишков В. А. Концептуальная эволюция национальной политики в России./ Национальная политика России. М. 1997. С. 629.]. Особенно легко вступают в смешанный брак этнические русские. Семья, в которой один из супругов русский, а другой - грузин, армянин, дагестанец, казах, еврей, чуваш, мордвин и т. д., не является редкостью в России. Гораздо меньше распространены, но не являются абсолютными исключениями, браки между представителями нерусских этносов. Действие тенденции смешения в прошлые века вряд ли можно отрицать, хотя трудно привести для ее подтверждения достоверные статистические данные. Насколько можно судить, статистика на этот счет не велась. Не располагая статистикой, сошлюсь на слова И. Ильина, косвенно подтверждающие гипотезу о традиционности для России смешанных браков: "Американские антропологи исчислили, что вариации в строении черепа у населения России не превышает 5-ти пунктов на сто, тогда как французское население варьирует в пределах 9-ти пунктов, а итальянское - в пределах 14-ти пунктов, причем средний череповой тип чисто русского населения занимает почти середину между неруссифицированными народами Империи". Ильин ссылается на работу А. А. Башмакова, чей труд "Пятьдесят веков этнической эволюции вокруг Черного моря" вышел в 1937 году в Париже (на французском языке). [См. Ильин И. А. Наши задачи. М. 1992. С. 238.]
Таким образом, существует немало оснований полагать, что тенденция к смешению этносов в России представлена достаточно ярко. Вместе с тем, нельзя ни в коем случае забывать, что эта тенденция никогда НЕ была абсолютной и НЕ может быть таковой в принципе: НАРЯДУ С НЕЙ действует тенденция к обособлению и самосохранению. Это означает, что всегда значительным остается и останется навсегда число людей, желающих родить детей в союзе именно с представителем своего народа (этноса, национальности). История России, вероятно, уникальна, в частности, тем, что за многие века совместного существования, - существования, полного суровых испытаний, - ни один этнический тип не исчез с лица Земли, ни один народ не был уничтожен, не погиб в бурных водоворотах истории. Российское этническое разнообразие неуклонно возрастало и продолжает возрастать. Ничто не предвещает того, что впредь будет по-иному. Следовательно, нам необходимо отдавать себе полный отчет в том, что мы живем в многонациональной стране, что все мы разные и останемся разными и нам нужно уметь жить вместе. Очевидно, что это не просто.
Задача состоит в том, чтобы удерживать внутри себя несколько типов ментальности в органическом равновесии. В условиях, когда человек окружен представителями разных этносов, разных культур, когда вокруг слышна разноязычная речь, когда многое кажется чуждым и непонятным, человеку свойственно испытывать психологический дискомфорт. Ему необходимо прилагать усилия для того, чтобы приводить себя в состояние душевного равновесия. В России все, кто не относит себя к русскому этносу, постоянно живет как бы в двух мирах, в двух измерениях, оказываются носителями ДВУХ ТИПОВ ментальности. Это требует определенных усилий, предполагает наличие определенных навыков.
Человеку может казаться, что он постоянно стоит перед проблемой выбора по принципу "либо - либо", хотя в действительности, такая дилемма перед ним может и не стоять. В этой связи следует различать АССИМИЛЯЦИЮ И АККУЛЬТУРАЦИЮ. Ассимиляция - это полная или почти полная утеря исконного состояния и столь же полное освоение нового состояния. Ассимиляция - это своеобразная "улица с односторонним движением". В отличие от нее, аккультурация - это приобретение основных черт нового состояния при сохранении основных черт исконного. [См. Арутюнов С. А. Билингвизм и бикультурализм. "Советская этнография". 1978. N 2.]
Успешная аккультурация означает, что человек полностью овладел ценностями другой культуры, НЕ отказавшись от своих прежних ценностей. Аккультурацией называется усвоение человеком, выросшим в одной национальной культуре, существенных фактов, норм и ценностей другой национальной культуры. Своеобразная разновидность аккультурации может иметь место и в том случае, если человек изначально растет и воспитывается в многонациональной среде. Для нас важно, что в России (как и во многих странах современного мира) огромное число людей с детства растет и воспитывается в двух традициях, двух культурах, в двух языковых средах. ПЕРВЫЙ КРУГ традиций, культуры и языка связан с ближайшим окружением, семьей, в первую очередь, с родителями. ВТОРОЙ КРУГ - включает в себя общение на улице, в школе (если преподавание ведется на русском языке), в последствии, на работе и в рамках любой, специально этнически не ограниченной, публичной деятельности. Такое положение мы характеризуем как "двухъярусная структура личности".
Согласно идее ДВУХЪЯРУСНОСТИ каждый представитель цивилизации становится носителем характера и ментальности, ОБЩИХ для данной цивилизации (для России - это русский язык и связанные с ним ценности русской культуры), БЕЗ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ утраты социально-психологических черт той национальности, к которой он исходно принадлежит. Усвоение общих для данной цивилизации черт не предполагает также и обязательного отказа от религиозной принадлежности (от веры предков) и отрицания тех ценностей, которые связаны с принадлежностью к той или иной конфессии. В современных условиях в России нет принципиальных препятствий для развития любого языка и любой национальной культуры. Для этого не обязательно проживать на территории соответствующей республики. Упомянутый выше закон "О национально-культурной автономии" предусматривает возможность создания национально-культурных обществ и других объединений для любой этнической общности на всей территории России.
Идея двухъярусности актуальна, первую очередь, для тех семей, которые не являются собственно русскими, но укоренены в России, относятся к числу ее коренных народов, к числу издавна проживающих в ней или связавших с ней свою судьбу на протяжении жизни хотя бы одного - двух поколений. Что же касается собственно русских, то для них, разумеется, аккультурации как отдельного процесса не существует, или точнее, - он совпадает с общим процессом вступления во взрослую жизнь, овладения навыками жить в обществе, социализации. В этом случае, на первый план выходит другая задача, связанная с осознанием того, что Россия это не "страна русских", а страна многих национальностей. Следовательно, нужно научиться жить и успешно общаться в условиях многоэтничности, многоконфессиональности и т. д.
Отметим, что, в общем и целом, в России сложилась прочная традиция успешного сосуществования многих народов. Разумеется, абсолютно бесконфликтное бытие возможно только в мечтах, или в раю, на небесах. Однако, если окинуть мысленным взором несколько последних столетий российской истории, то острых межэтнических конфликтов обнаружится не так много. В большинстве случаев у российского человека хватало здравого смысла, чтобы своевременно устранять возможные недоразумения на этнической почве. Это не может не свидетельствовать о наличии у российских людей прочных навыков межэтнического общения.
В отличие от США, где этническое разнообразие явилось продуктом иммиграции, в России национальности, в большинстве случаев, укоренены, являются исконными для данной территории. Вместе с тем, в процессе исторического развития произошло значительное "распыление" всех народов по всему российскому пространству. В результате, только 47 процентов представителей нерусских народов проживают на территории "своих" республик. Кроме того, следует не забывать, что все крупные российские города многонациональны по своему составу, а в них проживает около половины населения страны. Такое сочетание территориальной укорененности и распыленности, видимо, уникально для современного мира. Оно, частности, способствует выработке своеобразной формы чувства родины. С одной стороны, существует "малая" родина - тот регион или та республика, которая является колыбелью данного народа, с другой - "большая" родина, вся Россия, (и даже весь бывший Советский Союз) в которой проживают родственники, друзья, знакомые и т. д. Такое чувство "большой" родины является одним из факторов той характерно российской широты духа, которая отличает его от духа народов Запада.
Своеобразие российской распыленности еще и в том, что нигде в России не встречаются особые "кварталы", заселенные представителями одной национальности. Такие кварталы - типичное явление для США, а последние десятилетия становится все более характерным и для Западной Европы. В прошлом такое локально ограниченное ("точечное") расселение отчасти было характерно и для российских городов. Следы его сохранились, например, в московских названиях Большая и Малая Грузинская, Большая Татарская улицы, Армянский переулок и др. Не исключено, что в российских городах в скором будущем могут появиться китайские кварталы, азербайджанские кварталы и др. Этот вопрос специально будет рассмотрен ниже. Сейчас же подчеркнем, что характерное для России, особенно в ХХ веке, распыленное, "диффузное" расселение, конечно, в немалой степени способствовало как отмеченному выше большому числу смешанных браков, так и выработке навыков межэтнического общения.
К сожалению, ситуация в области межнациональных отношений часто осложняется тем, что трудности и противоречия совместного бытия народов так или иначе создают благоприятную почву для политических и иных нечистоплотных спекуляций. На этих противоречиях СПЕКУЛИРУЮТ И ПАРАЗИТИРУЮТ антироссийские политические силы и группировки, подогревая и углубляя в своих интересах межнациональную напряженность, а иногда и прямо провоцируя конфликты на национальной почве. Так, тезис о русских "угнетателях" нередко используется в сугубо политических целях, т. е. в целях, весьма далеко отстоящих от действительных проблем межнациональных отношений. Это имеет место, например, в бывших республиках Советской Прибалтики (нынешних странах Балтии: Латвии, Литве, Эстонии). Он насаждается в Украине. Тезис о "русских оккупантах" ("угнетателях", "эксплуататорах", "поработителях" и т. д.) применяется для оправдания политики дискриминации в отношении некоренного населения, или для нагнетания напряженности между данными странами и Россией.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован