Эксклюзив
06 ноября 2014
4387

Виктор Шаповалов: Миссия российского университета.

На волне преобразований 90-х годов, немало российских ВУЗов в стремлении повысить свой престиж наиболее простым путем, стали именоваться университетами. Сегодня трудно найти ВУЗ, сохранивший свое исконное название "институт", - по количеству же "университетов" наша страна, вероятно, занимает одно из первых мест среди ведущих в учебно-научном отношении держав мира. Девальвация понятия "университет" делает актуальной задачу осмысления специфики университета как особого учебно-научного заведения, задачу четкого понимания его общественного предназначения, его общественной миссии.
***

"Со времени моего студенчества, - вспоминал выдающийся немецкий философ Карл Ясперс - я ощущал свою принадлежность и причастность к университету. На выдающихся наставников взирал с почтением, уважая всех - даже тех, кого не принимал, - за один только их статус. Само здание, аудитории и залы, различные традиции - все это вызывало у меня священный трепет души. Я еще не понимал ясно, что, собственно придает всему этому такой ореол. Но само настроение, возникающее, когда ты работаешь в этом мире, общение с теми, кто олицетворяет этот авторитет, воспоминания о череде поколений, оставивших здесь свой след, - все это вместе создавало не только впечатление незыблемости устоев, но и ощущение величия задач, стоящих перед людьми духа, на которых должна держаться вся жизнь общества." [Ясперс К. Философская автобиография./Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург - Бишкек. 1997 с. 67 - 68.]


Ключевыми в приведенном высказывании являются слова: "ВЕЛИЧИЕ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ ДУХА, НА КОТОРЫХ ДОЛЖНА ДЕРЖАТЬСЯ ВСЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА". Следовательно, по мнению Ясперса, университет это место, где сосредотачиваются люди духа, ставящие и решающие столь значительные задачи, что на этих людях и на их идеях "должна держаться вся жизнь общества". Именно такое понимание миссии университета возникло вместе с возникновением самих европейских университетов.

Возникновение европейских университетов принесло в общественную жизнь существенные изменения. Отмечая значимость этих изменений, итальянские исследователи пишут: "Наряду с традиционными двумя властями - церковной и светской - явилась власть третья - власть интеллектуалов, воздействие которых на социальную жизнь со временем становилось все ощутимее." [] "Университетское сообщество с самого начала не знало кастовых различий... Средневековый университет изначально был "народным", в том смысле, что дети крестьян и ремесленников через систему привилегий (в виде низких цен за обучение и бесплатное жилье) становились студентами, взяв на себя ношу суровейших обязательств, неизбежных на этом тернистом пути."

Появился новый смысл понятий "благородства и утонченности", который зависел не от сословного происхождения, а от наработанного культурного багажа". [Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. СПб. 1994. С. 88.] Таким образом, университеты с самого своего возникновения стали своеобразными центрами духовно-интеллектуальной власти, центрами подготовки людей, составляющих КУЛЬТУРНО-ДУХОВНОЕ ядро общества.

Следует отметить, что ни одно жизнеспособное общество не может существовать без наличия духовного ядра. Именно в этом ядре концентрируются духовные ценности и идеалы, которые поддерживают упорядоченность общественной жизни, обеспечивают основу сотрудничества членов общества, способствуют возможности диалога и консенсуса при решении сложных общественных проблем. Это ядро формирует творческий потенциал общества, вселяет в людей веру в собственные силы, веру в величие и могущество своей страны. Людьми, принадлежащими к этому ядру, прорабатываются варианты перспективного развития, обеспечивается развитие по тому из них, который является наиболее оптимальным для подавляющего большинства членов общества. Таким ядром призваны, частности, быть университеты.

В средние века университеты находились под властью церкви, что обеспечивало им дополнительную прочность существования, поскольку церковь была самым могущественным институтом средневекового общества. Со временем университеты подвергались все большей секуляризации. В конечном итоге большая их часть стала светскими учебными заведениями. Это произошло к 18-му веку. Но понимание миссии университета как КУЛЬТУРНО-ДУХОВНОГО ЯДРА общества сохранилось.

Именно эту миссию предусматривали и учредители Московского университета М. В. Ломоносов и граф И. И. Шувалов. Во всяком случае, можно со всей определенностью утверждать, что они руководствовались не узко прагматическими или меркантильными соображениями, иначе, зачем было в числе трех первых факультетов создавать философский, причем по проекту Ломоносова, самый крупный. [См. Ломоносов М. В. Письмо И. И. Шувалову. 1754 июня - июля./Ломоносов М. В. Избранные произведения. Т. 2. М. 1986. С. 325 - 327.]


Российские университеты и в дореволюционное время, как и в советское, пользовались заслуженным авторитетом всего общества. И если мысль о высокой миссии университета редко произносилась вслух, то, во всяком случае, она имелась в виду, подразумевалась. Университет не путали со специализированным, пусть даже крупным ВУЗом. Его выделяли из общей массы учебных заведений. И руководство страны, и общественность понимали особенности университета как особого культурного и научного центра, ориентированного на фундаментальность и универсальность. Так обстояло дело, вплоть до 90-х годов 20-го века. Однако затем положение резко изменилось.

В последующие годы меркантилизм и узкий прагматизм повели атаку на все фундаментальное и универсальное. Не понимая значимости университета как особого, не просто учебного, но культурно-духовного центра, они стремятся превратить его в учреждение, готовящее узких специалистов, не обладающих ни широтой кругозора, ни полнотой интеллектуально-культурных и нравственных качеств. О миссии университета в качестве духовного ядра общества никто не вспоминает или просто не ведает, не будучи знаком с историей университетов как в Европе, так и в России. Между тем, Россия сегодня, вероятно, как никогда прежде, нуждается в сохранении своего духовного ядра, в сохранении и приумножении духовно-нравственного и интеллектуального потенциала. Это важно, в частности, с точки зрения особенностей современного МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

Надо учесть, что постсоветское пространство оказалась под ПЕРЕКРЕСТНЫМ ОГНЕМ трех могущественных цивилизаций: западной, исламской и китайской. Все они ведут ожесточенную борьбу за влияние на просторах бывшего СССР, стремясь вытеснить из него Россию и тем самым, полностью изолировать ее от остального мира. Такое вытеснение и изоляция означали бы для России ничто иное, как гибель или, в лучшем случае, жалкое существование. Пассионарный ислам радикального толка стремится расшириться и укрепиться на новых территориях. Запад заинтересован в природных ресурсах и в установлении идеологической гегемонии под предлогом защиты прав человека. Таким образом, Россия поставлена перед труднейшей задачей - противостоять всем названным вызовам.

За счет чего может быть решена эта задача? Общий ответ может быть только таким: за счет активизации человеческого потенциала, за счет ОСОЗНАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ВЕЛИЧИЯ И МОЩИ РОССИЙСКОГО ДУХА. Это осознание и активизация являются непременным условием решения социально-экономических проблем, эффективного использования природных ресурсов, внедрения новых технологий и т. д. Улучшение общества вообще осуществимо при двух условиях: ВЕРЫ людей в возможность такого улучшения и их способности К ОБЪЕДИНЕНИЮ для достижения цели. Эта вера и эта способность в России могут черпать свою энергию в понимании величия и мощи российского духа.

Обратим внимание, что данный нами ответ не акцентирует значение интеллектуального потенциала, как это делают некоторые авторы, занимающиеся данной проблематикой. Дело в том, что значение интеллектуального потенциала для решения отмеченных задач выявляется только, когда он ОСТАЕТСЯ В СТРАНЕ, работает на страну. Нужны не просто специалисты, а СПЕЦИАЛИСТЫ-ПАТРИОТЫ, люди, болеющие за свою страну, не стесняющиеся гордиться ею, готовые работать на нее, в самом высоком значении - служить ей и ее людям. Наилучшие условия для формирования специалистов-патриотов пока еще существуют в университетах.

ИДЕЯ СЛУЖЕНИЯ РОДНОЙ СТРАНЕ должна пропитывать всю атмосферу университетской жизни. Она должна стать органичной для студентов всех специальностей. Это может быть достигнуто главным образом за счет повышения роли и значения ГУМАНИТАРНОЙ составляющей университетского образования. Эта составляющая представлена, прежде всего, обязательными для студентов всех специальностей дисциплинами - историей и философией.

К счастью, в преподавании истории России наметилась тенденция к прекращению стенаний о, якобы, "неудавшейся" российской истории, к прекращению воспевания классовой борьбы, к пониманию разрушительности ее последствий, а следовательно, - значения общественного взаимопонимания и солидарности. С другой стороны, преодолевается тенденция к самовосхвалению, к бесконечному и пустому мусированию тезиса о некотором мистическом превосходстве России над всеми другими странами. Крайности уступают место взвешенному и сбалансированному подходу.

Исторические испытания, отнюдь не повод для бесплодных ламентаций, - при наличии воли к жизни они могут стать могучим источником жизненной силы в настоящем. То как мы трактуем историю, характеризует не столько саму историю, сколько нас самих, наш волевой и моральный потенциал, наши надежды и устремления. Правильно понятые исторические уроки формируют то самое представление о величии и мощи российского духа, на которое (что крайне важно) мы можем опереться в сегодняшней ситуации.

Большое значение имеет и преподавание философии в университетах. Следует особо подчеркнуть ту особенность философии, которая превращает ее из простой формы познания внешнего мира, в СПОСОБ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА, в путь духовного возвышения личности. Именно этот аспект имеет наибольшее значение в современных условиях, - в условиях, когда количественно доминирующей является коммерчески-массовая культура, и когда молодой человек часто оказывается лишенным каких-либо четких нравственно-духовных ориентиров.

Сегодня пришло время для осознания того, что русская философская мысль, особенно периода конца 19-го - начала 20-го века, развивавшаяся в последствие в эмиграции, - неоценимое духовное богатство. По разнообразию и глубине идей она не уступает западной философии, а по степени воздействия на развитие отечественной культуры она вполне сопоставима с великой русской классической литературой. Впрочем, философия и литература в России часто шли общим путем, взаимодействуя и обогащая друг друга.


Еще раз обратим внимание на то, что современные условия требуют отнюдь не сокращения гуманитарной составляющей университетского образования. Вопреки весьма распространенному мнению, особенности современной общественной ситуации требуют не сокращения, а расширения и повышения роли гуманитарной составляющей. Это крайне важно с точки зрения международных задач России, о чем мы уже упоминали выше.

Учитывая роль гуманитарного знания в решении этих задач и значение понимания их российскими гражданами, особенно специалистами, выпускниками ВУЗов, всякий кто ратует за сокращение или ликвидацию гуманитарной составляющей, в частности, выступает против обязательного преподавания истории, философии и других социально-гуманитарных дисциплин, выступает не больше, не меньше как против обеспечения национальной безопасности и национальных интересов России.

Следует также учесть, что только социально-гуманитарные науки в состоянии раскрыть перед студентом особенности современных ГЛОБАЛЬНЫХ задач России. Следовательно, они должны быть ориентированы на формирование решимости и воли к отстаиванию российских национальных интересов. В университете же, где для этого имеются наиболее благоприятные условия, атмосфера озабоченности судьбами отечества должна пронизывать весь учебный процесс, ПРОПИТЫВАТЬ ВСЮ ДУХОВНУЮ АТМОСФЕРУ университетской жизни.

Подлинный патриотизм не может не быть ПРОСВЕЩЕННЫМ патриотизмом. Это означает не только то, что патриотическая настроенность предполагает знание своей страны, ее истории и др. Важнейшим является понимание значения тех факторов, которые сформировали ЦИВИЛИЗАЦИОННУЮ ОСНОВУ данной страны. В теории цивилизаций существует понятие этно-конфессионального ядра. Под ним понимается национальность (народ), носитель определенного религиозного мировоззрения. Этно-конфессиональное ядро формирует цивилизационные основы данного общества и сохраняет их на протяжении всей истории. Так, для цивилизации в США таким ядром явились англосаксы-протестанты (в основном - кальвинисты). Именно они заложили те фундаментальные основы американского общества, которые остаются таковыми и сегодня. Не смотря на поликонфессиональность и многонациональность, характерную для США, "американская мечта", американский образ жизни, американский прагматизм, американская государственность и многое другое ведет свое начало именно от мировоззрения и деятельности англосаксов, исповедовавших религиозное учение Ж. Кальвина.

Для России этно-конфессиональным ядром явились русский народ и русское православие. Именно русский народ, свято исповедующий православие, сформировал характерно российский дух, создал культуру, ставшую достоянием всех народов России, заложил основы российской государственности, объединил вокруг себя народы различного вероисповедания, в конечном итоге, определил главные черты того, что во всем мире понимают под словом "Россия".

Значение российского университета как особого духовно-культурного центра вытекает, конечно, не только из особенностей современных международных задач России. Оно связано и с ростом значения процессов КОММУНИКАЦИИ в современном обществе, с возрастающей роль не просто квалифицированных специалистов, но людей широкой культуры, владеющих НАВЫКАМИ ОБЩЕНИЯ, навыками ведения полноценного ДИАЛОГА. Отметим, что если для овладения профессиональными навыками в большинстве случаев оправдана известная суженность сознания, то для общения, напротив, важна его широта.

В общении человек выступает не только как профессионал-специалист, но как целостная личность. Для полноценного общения необходимо умение мысленно поставить себя на точку зрения другого человека - партнера по общению. Как известно, Ж-Ж Руссо вообще считал, что в учебных заведениях должна преподаваться одна наука - "наука быть человеком". [Руссо Ж-Ж. Педагогические сочинения. Т. 1. М. 1981. С. 251.]

Вытекающая из роста значения коммуникации в современных общественных процессах необходимость значительной роли гуманитарной составляющей, означает, в частности, что при подготовке студентов университета всех профилей не допустим узкий прагматизм, ориентация студентов на то, что существует некий простой путь к решению задач общественного и индивидуального бытия. Напротив, учащиеся должны быть ориентированы на ШИРОТУ КРУГОЗОРА, НА ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ, НА УВАЖЕНИЕ К ЖИЗНИ И ДОСТОИНСТВУ ЛИЧНОСТИ.

В условиях удушливой атмосферы меркантилизма, охватившей значительную часть российского общества, далеко не всегда университет оказывается на высоте, соответствующей своей миссии. Можно, конечно, списать все негативные тенденции современного университетского образования на особенности исторического времени, эпохи и т. д. Да, к сожалению, почти все наше общество пропитано алчностью, стремлением к наживе, в нем правят ложь, лицемерие и неискренность. Но во все времена наука и образование были островками духовности в океане бездуховности и торгашества, ХОТЯ БЫ ПОТОМУ, ЧТО БЕЗ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЧЕСТНОСТИ наука и образование невозможны. "Благая воля и чистое сердце есть условие познания истины", - подчеркивал Аврелий Августин.

Во все времена особое значение в отмеченном отношении имели университеты. В университетах профессионализация всегда сочеталась с высокой духовностью и стремлением к глубокому исследованию. Узкий же прагматизм, меркантилизм и плоский эмпиризм противоречат не только миссии университета, но и духу всей российской культуры, духу науки и образования.

Есть основания полагать, что последние годы ознаменовали конец эры политических авантюристов, которые за несколько лет своего господства завели страну в тупик. Точнее - начало конца, поскольку в любом случае предстоит огромная работа по преодолению их наследия, по выводу России на путь реализации ее огромного потенциала.

Демократическое общество основывается на понимании того, что охранять и оберегать свою личность, свою духовную независимость есть важнейшая жизненная задача человека. Тем более эта задача важна для развития широты мышления выпускников университета, свобода и независимость суждений которых, являются первейшими условиями всякого исследования, всякого размышления. При соблюдении этих условий каждый выпускник университета, где бы он ни был и кем бы ни работал, будет излучать духовный свет и тепло, которым наделил его университет.

Обоснованность и убедительность суждений, опосредованные глубоким знанием отечественной и мировой культуры, и есть основная особенность тех "людей духа, на которых должна держаться жизнь общества", - и о которых речь шла в высказывании К. Ясперса, приведенном в начале данной статьи.

В. Ф. Шаповалов
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован