19 апреля 2008
7410

США: налоговое стимулирование использования альтернативного топлива на примере метана

В США на сегодняшний момент времени производится и используется более двенадцати видов альтернативного и передового[1] топлива. Несмотря на то, что основными потребителями этого топлива являются регулируемый государством парк и добровольный частный парк транспортных средств, интерес к альтернативному топливу со стороны пользователей постоянно растет. Для США использование этих видов топлива является критически важным для снижения зависимости от импорта нефти из других стран и для улучшения качества воздуха, которым дышат граждане.

Закон 1992 года "Об энергетической политике"[2] дает перечень альтернативных видов топлива, которые доступны (на текущий момент времени или были доступны раньше) для транспортных средств на коммерческой основе. Данный перечень включает в себя:

1) биодизель[3];

2) электричество;

3) этанол[4];

4) водород;

5) метанол[5];

6) природный газ[6];

7) пропан[7].

Помимо этого несколько передовых видов топлива сейчас находятся в стадии разработки. Многие из подобных видов топлива также считаются альтернативным топливом, но у них могут быть иные преимущества, такие как, например, пониженный уровень выбросов в атмосферу или большая энергетическая безопасность (эти виды топлива доступны внутри государства, понижая его зависимость от импорта энергоносителей). К таким видам топлива относятся:

1) биобутанол[8];

2) биогаз[9];

3) дизель с ультра низким содержанием серы[10] и др.

В рамках данной статьи нас будет интересовать метан, а по классификации альтернативных видов топлива он относится к группе "природный газ". Природный газ представляет собой смесь углеводородов, с преимущественным содержанием в нем именно метана (85-99 процентов).

Природный газ имеет высокое октановое число и отличные характеристики для двигателей внутреннего сгорания, использующих воспламенение топлива от искры. Он не представляет никакой опасности ни для почвы, ни для водоемов.

Основная часть природного газа добывается из нефтяных и газовых скважин. Существенно меньшие объемы извлекают из дополнительных источников, получая биогаз, синтетический газ и т.п.

На природный газ приходится примерно двадцать пять процентов энергопотребления в Соединенных Штатах Америки. Из этого объема около одной трети направляется в жилые дома и на коммерческое использование, одна треть - на промышленное использование и одна треть - на производство электроэнергии. Лишь около одной десятой процента на данный момент времени используется в качестве топлива для транспортных средств[11].

Интерес к природному газу, как к альтернативному топливу для транспорта в основном связан с его чистым выхлопом, наличием внутренней ресурсной базы и возможностью коммерческого использования.

Основными препятствиями на пути широкого использования транспортных средств на природном газе являются:

1) отсутствие инфраструктуры для перевозки и хранения газа;

2) высокие издержки;

3) сокращение места для груза;

4) увеличение времени, отводимого на заправку;

5) меньший пробег на одной заправке.

Из-за газовой природы этого топлива, природный газ должен храниться на борту транспортного средства либо в компримированном состоянии (КПГ[12]), либо в сжиженном состоянии (СПГ[13]). Как КПГ, так и СПГ считаются альтернативными видами топлива по Закону 1992 года "Об энергетической политике".

КПГ. Для обеспечения адекватного пробега на одной заправке КПГ должен храниться на борту транспортного средства в топливных баках под высоким давлением.

СПГ. Природный газ может быть сжижен для хранения большего объема топлива на борту транспортного средства при меньшем объеме занимаемого пространства. Для производства СПГ обычный природный газ очищают и сжижают через охлаждение до -162 градусов по Цельсию. При атмосферном давлении СПГ занимает лишь 1/600 объема природного газа в газообразной форме. Из-за того, что СПГ необходимо держать при таких низких температурах, его хранят в специальных изолированных вакуумом емкостях с двойными стенками, которые выдерживают высокое давление. Топливные системы на СПГ обычно используются только на транспортных средствах тяжелого режима работы[14], которые на федеральных территориях США определяются как транспортные средства, весом[15] свыше 10,4 тонны[16].

Что касается общей численности транспортных средств на природном газе, то по всему миру ездит почти пять миллионов машин на этом топливе[17]. В США по состоянию на 2006 год ездило 116 131 транспортное средство на КПГ и 2 798 машин на СПГ[18]. При этом основное количество транспорта на природном газе приходится на машины тяжелого режима работы, такие как маршрутные автобусы, школьные автобусы и мусоровозы. Так, например, в Соединенных Штатах Америки в 2007 году было построено 366 новых автобусов на КПГ, но на СПГ не было построено ни одного[19].

Транспортные средства, работающие на КПГ, в среднем стоят на 3 500 - 6 000 долларов США больше, чем их бензиновые аналоги. А стоимость КПГ зависит от географического месторасположения и наличия месторождений газа, а также от местной налоговой политики.

Основным государственным регулятором в области использования метана в качестве альтернативного топлива для транспортных средств в США является Управление возобновляемой энергии и эффективности использования энергии Министерства энергетики США[20] (далее - Управление).

Целью Управления является укрепление энергетической безопасности США, качества окружающей среды и жизнеспособности экономики через партнерство государственного и частного секторов для того, чтобы:

- увеличить эффективность и производительность энергии;

- вывести на рынок чистые, надежные и доступные энергетические технологии;

- изменить каждодневную жизнь американцев через предоставление им более широкого выбора видов энергии и улучшение качества их жизни.

Основными приоритетами Управления являются следующие:

1) существенное снижение или даже прекращение зависимости от иностранной нефти;

2) снижение бремени цен на энергоносители для лиц, попадающих в неблагоприятные условия из-за их роста;

3) повышение жизнеспособности и использования технологий, связанных с возобновляемыми видами энергии;

4) увеличение надежности и эффективности выработки, транспортировки и использования электроэнергии;

5) повышение эффективности зданий и приборов;

6) повышение эффективности/снижение отраслевого энергопотребления;

7) создание новой внутригосударственной биоиндустрии;

8) подавать пример через действия непосредственно самого правительства;

9) изменить подход Управления к ведению дел.

Управление функционирует через реализацию программ, которые основаны на партнерстве с частным сектором, правительствами штатов и местными правительствами, национальными лабораториями Министерства энергетики, а также университетами. В июле 2002 года Управление прошло через реорганизацию как раз для того, чтобы в большей степени сконцентрироваться на этих программах и на усилении указанного партнерства.

Управление выстроено на реализации 10 энергетических программ:

(1) программа биомасс;

(2) программа строительных технологий;

(3) федеральная программа управления энергией;

(4) программа геотермальных технологий;

(5) программа водородных, инфраструктурных технологий и технологий топливных элементов;

(6) программа промышленных технологий;

(7) программа технологий солнечной энергии;

(8) программа технологий транспортных средств;

(9) программа ветряных и гидро технологий;

(10) межправительственная программа снижения энергопотребления строений и повышения их энергоэффективности.

Помимо стимулирования через Управление, государство в США предоставляет целый ряд дополнительных видов стимулирования распространения и использования альтернативных видов топлива. В силу федеративного государственного устройства данные дополнительные виды стимулирования подразделяются на федеральные стимулы и стимулы штатов.

Федеральные стимулы подразделяются на налоговые льготы и программы, которые могут представлять собой возможности для получения финансирования, либо иные федеральные инициативы, связанные с альтернативными видами топлива и транспортных средств, передовыми технологиями или качеством воздуха.

Вопросы предоставления налоговых льгот на федеральном уровне регулируются разделом 26 "Кодекс внутренних доходов"[21] Кодекса США[22], а также Законом 1992 года "Об энергетической политике"[23] в редакции 2005 года. Предоставление налоговых льгот на уровне штатов соответственно регулируют Кодексы внутренних доходов штатов.

В данной статье подробно будут рассмотрены именно налоговые льготы, причем на общегосударственном уровне (уровне федерации). Федеральные налоговые льготы, направленные на стимулирование использования природного газа, как альтернативного вида топлива, в профессиональных кругах шутливо называют "трехногой табуреткой"[24], поскольку они состоят из налоговых кредитов на транспортные средства, налоговых кредитов по акцизу на моторное топливо и налоговых кредитов для заправочных станций.

Здесь необходимо отметить, что в международной практике налогообложения под налоговым кредитом понимается налоговая льгота, по которой разрешается зачесть определенную сумму в счет уплаты какого-либо налога (как правило, налога на доход, например, налога на прибыль организаций или налога на доходы физических лиц по российской классификации). То есть такая льгота снижает не налоговую базу по соответствующему налогу, а саму сумму подлежащего уплате налога. Таким образом, налоговый кредит более выгоден для налогоплательщика, чем широко известный налоговый вычет.

На такое альтернативное топливо, как метан, распространяется Налоговый кредит на транспортное средство на удовлетворяющем требованиям альтернативном моторном топливе[25]. Данный налоговый кредит предоставляется при покупке транспортного средства на удовлетворяющем требованиям альтернативном моторном топливе (далее - QAFMVs), которое может быть либо новым, изначально оборудованным производителем для работы на альтернативном топливе, либо транспортным средством, которое было переоборудовано компанией, занимающейся послепродажным переоборудованием под использование альтернативного топлива[26]. К отвечающему требованиям альтернативному моторному топливу относятся природный газ, сжиженный нефтяной (попутный) газ[27], водород и топливо, содержащее не менее 85 процентов метанола. Такое транспортное средство должно быть введено в эксплуатацию с 1 января 2006 года. Производители транспортных средств должны пройти через установленную процедуру для получения сертификата от Службы внутренних доходов США[28], подтверждающего, что транспортное средство удовлетворяет требованиям для получения налогового кредита на QAFMV, а также фиксирующего размер налогового кредита в отношении конкретной модели транспортного средства. Служба внутренних доходов ведет перечень[29] удовлетворяющих требованиям транспортных средств и размеров соответствующих им налоговых кредитов. Однако срок действия данной налоговой льготы истекает 31 декабря 2010 года, но Парламент США может принять закон, продлевающий срок действия налогового кредита на QAFMV.

Право на налоговый кредит на QAFMV предусмотрено Законом "Об энергетической политике" в редакции 2005 года. В соответствии с этим правом покупатели нового QAFMV имеют право на налоговый кредит в размере 50 процентов приростных (разностных) затрат[30] на такое транспортное средство, к которым прибавляется еще дополнительные 30 процентов кредита в виде бонуса за транспортные средства, удовлетворяющие самым жестким стандартам по выбросам в атмосферу (стандарты EPA или California Air Resources Board (CARB)). При этом если покупатель соответствующего транспортного средства освобожден от уплаты налогов (например, если покупателем выступает школьный округ, транзитное агентство[31] или муниципалитет), то налоговый кредит может быть перенесен на продавца транспортного средства. Сумма налогового кредита, передаваемая от покупателя продавцу, на практике позволяет первому снизить цену покупки транспортного средства.

Собственно размер предоставляемого налогового кредита основывается на четырех группах транспортных средств, сформированных по весу[32]. Сама сумма налогового кредита варьируется от 5 тыс. долларов США для транспортных средств легкого режима работы[33] (вес до 3,4 тонн) до 40 тыс. долларов США для транспортных средствах тяжелого режима работы[34] (вес свыше 10,4 тонн). При этом соответствующие таблицы в Кодексе внутренних доходов содержат полные наименования производителя, марки, типа двигателя и т.п. по каждому транспортному средству, в отношении которого предоставляется налоговый кредит, а также сумму налогового кредита на эту машину, а не ограничивается лишь общими критериями по весу. Например, QAFMV на газе, относящееся к транспортным средствам легкого режима работы, но не отвечающее стандартам EPA по выбросам в атмосферу, может получить налоговый кредит в размере до 2,5 тыс. долларов США, тогда как Honda Civic GX, которая отвечает самому жесткому стандарту CARB (SULEV), может претендовать на федеральный налоговый кредит в размере до 4 тыс. долларов США. Что касается транспортных средств тяжелого режима работы, весом свыше 10,4 тонны, на газе, таких как маршрутные автобусы и мусоровозы, то они могут получить налоговый кредит в размере до 32 тыс. долларов США, если их двигатели отвечают самым жестким действующим стандартам по выбросам в атмосферу для двигателей тяжелого режима работы. Предоставление налогового кредита на такие машины в размере 32 тыс. долларов США делает цену покупки таких транспортных средств почти равной цене покупки аналогичной дизельной машины. Учитывая экономию на цене топлива и на обслуживании таких машин, подобное предложение становится очень привлекательным для крупных перевозчиков.

В целом, налоговый кредит на QAFMV помогает поставщикам природного газа производить промышленные объемы, необходимые для того, чтобы убедить производителей транспортных средств выпускать те автомобили, которые хотят клиенты поставщиков природного газа, причем по разумной цене. При этом производители природного газа распространяют среди потенциальных клиентов информацию о преимуществах транспортных средств на газе, вкладывают средства в демонстрационные проекты, тем самым, повышая спрос на QAFMV.

Следующей федеральной налоговой льготой, которую необходимо рассмотреть, является Налоговый кредит по акцизу на альтернативное топливо[35]. Данный налоговый кредит предоставляется в отношении альтернативного топлива, которое продается для использования или используется в качестве топлива для двигателей транспортных средств. Сумма налогового кредита составляет 0,5 доллара США за топливный галлон[36] КПГ и 0,5 доллара США за галлон[37] СПГ, сжиженного водорода и сжиженного нефтяного (попутного) газа. Право на данный федеральный налоговый кредит имеет юридическое лицо, уплачивающее федеральный акциз на топливо и ведущее по нему налоговый учет. При этом соответствующее юридическое лицо подлежит регистрации в Службе внутренних доходов. Не подлежащие налогообложению юридические лица, заправляющие транспортные средства с заправочных станций, расположенных на своей территории, могут воспользоваться налоговым кредитом по акцизу на альтернативное топливо и получить прямые выплаты денежных средств от Службы внутренних доходов. Данный налоговый кредит предоставляется до 30 сентября 2009 года, кроме кредита на сжиженный водород, действие которого прекращается 30 сентября 2014 года. Однако, как и в случае с налоговым кредитом на транспортное средство на удовлетворяющем требованиям альтернативном моторном топливе, Парламент США может принять закон, продлевающий срок действия налогового кредита по акцизу на альтернативное топливо.

Благодаря федеральному налоговому кредиту по акцизу на альтернативное топливо увеличилось историческое ценовое преимущество природного газа над бензином и дизельным топливом. С 1 октября 2006 года федеральное правительство фактически платит продавцам альтернативного топлива по 50 центов за галлон СПГ или КПГ, причем в отношении КПГ налоговый кредит по акцизу на альтернативное топливо не может применяться до тех пор, пока природный газ не будет компримирован для использования в качестве автомобильного топлива.

Одновременно с введением налогового кредита по акцизу на альтернативное топливо, была повышена ставка федерального акциза на КПГ с 6 центов до 18,3 центов за топливный галлон, приравнивая его к федеральному акцизу с галлона бензина. Также был увеличен акциз на СПГ с 11,9 центов до 24,3 центов за галлон, приравнивая его к федеральному акцизу с галлона дизельного топлива. Для частных компаний чистая разница после возврата в рамках налогового кредита по акцизу на альтернативное топливо составляла около 38 центов за галлон КПГ и почти 64 цента за галлон СПГ.

Однако в рамках данного налогового кредита остается нерешенным ряд вопросов. Так, например, до сих пор отсутствуют разъяснения Службы внутренних доходов относительно того, что входит в понятие "продавец". Текст закона четко предусматривает, что оператор парка транспортных средств, покупающий природный газ и сжижающий его для использования своим парком машин, считается "продавцом" топлива, несмотря на то, что какие-либо денежные сделки на этом отрезке отсутствуют. Меньше ясности в случаях, когда покупка природного газа, а также право собственности, управления и обслуживания заправочного оборудования поделены между оператором парка транспортных средств и топливозаправщиком (например, независимым поставщиком топлива).

Заключительной федеральной налоговой льготой, стимулирующей использование метана в качестве моторного топлива, является Налоговый кредит на инфраструктуру по заправке альтернативным топливом. Данный налоговый кредит составляет до 30 процентов от стоимости установки заправочного оборудования для альтернативного топлива, при этом установлен максимальный порог суммы этого налогового кредита, который составляет 30 тыс. долларов США. Для целей данного федерального налогового кредита под отвечающим требованиям альтернативным топливом понимается природный газ, сжиженный нефтяной (попутный) газ, водород, Е85, либо марки дизельного топлива, содержащие не менее 20 процентов биодизеля. Собственники заправочных станций, устанавливающие отвечающее требованиям оборудование в нескольких точках, имеют право использовать данный налоговый кредит применительно к каждой точке. Потребители, приобретающие местное заправочное оборудование, могут получить налоговый кредит в размере 1 тыс. долларов США. Данный федеральный налоговый кредит применяется к оборудованию, введенному в эксплуатацию после 31 декабря 2005 года, но до 31 декабря 2009 года. Налоговый кредит на водородные заправочные комплексы прекращает свое действие 31 декабря 2014 года. Однако в отношении налогового кредита на инфраструктуру по заправке альтернативным топливом действует то же правило, что и в отношении предыдущих двух рассмотренных федеральных налоговых кредитов: Парламент США может принять закон, продлевающий срок его действия.

Данный налоговый кредит является заключительной "третьей ногой" табуретки - системы федеральных налоговых льгот, стимулирующих использование альтернативного топлива. Любопытной особенностью его применения является то, что как и в случае с налоговым кредитом на транспортное средство на удовлетворяющем требованиям альтернативном моторном топливе, налоговым кредитом на инфраструктуру по заправке альтернативным топливом может воспользоваться продавец оборудования, если покупатель освобожден от налогообложения. Налоговый кредит на инфраструктуру по заправке альтернативным топливом заменил собой существовавший ранее налоговый вычет (снижение налоговой базы вместо прямого вычета из суммы налога по налоговому кредиту) по корпорационному налогу[38] в размере 100 тыс. долларов США.

Федеральное налоговое законодательство США также позволяет перенос неиспользованной суммы налогового кредита на инфраструктуру по заправке альтернативным топливом вперед на последующие налоговые периоды по корпорационному налогу, если общая сумма налогового кредита превышает размер налоговых обязательств юридического лица в соответствующем году.

Завершая комплексный анализ налогового стимулирования использования альтернативного топлива на примере метана в Соединенных Штатах Америки, необходимо отметить, что такая система налогового стимулирования существует как на уровне федерации, так и на уровне штатов, и предусматривает достаточно большое количество льгот. Однако помимо налогового стимулирования США предусматривают также и широкий перечень программ, предоставляющих финансирование под развитие и использование альтернативных видов топлива, что в совокупности дает реальные возможности для реализации целей и приоритетов Управления возобновляемой энергии и эффективности использования энергии Министерства энергетики США.

Автор - доцент кафедры административного и финансового права МГИМО(У) МИД России, к.ю.н. И.А. Гончаренко


_______________


[1] Advanced.

[2] Energy Policy Act, 1992.

[3] Biodiesel.

[4] Ethanol.

[5] Methanol.

[6] Natural Gas.

[7] Propane.

[8] Biobutanol.

[9] Biogas.

[10] Ultra-Low Sulfur Diesel.

[11] По данным с официального интернет-сайта Управления возобновляемой энергии и эффективности использования энергии Министерства энергетики США: http://afdc.energy.gov/afdc/fuels/natural_gas_what_is.html

[12] CNG.

[13] LNG.

[14] Heavy-duty vehicles.

[15] GVWR (gross vehicle weight rating).

[16] По данным интернет сайта: www.dieselnet.com/standards/us/hd.php

[17] По данным интернет сайта: www.baystategas.com

[18] EIA`s Annual Energy Review, Table 10.4, www.eia.doe.gov

[19] По данным с официального интернет-сайта Управления возобновляемой энергии и эффективности использования энергии Министерства энергетики США: http://afdc.energy.gov

[20] U.S. Department of Energy`s Office of Energy Efficiency and Renewable Energy (EERE).

[21] Internal Revenue Code.

[22] US Code.

[23] Energy Policy Act of 2005.

[24] Paul Kerkhoven, NGVAmerica`s director of Government Affairs, www.baystategas.com

[25] Qualified Alternative Fuel Motor Vehicle (QAFMV) Tax Credit.

[26] Признание Службой внутренних доходов переоборудованных транспортных средств удовлетворяющими требованиям для получения налогового кредита является очень важным, поскольку многие имеющиеся сегодня машины легкого, среднего и тяжелого режима работы как раз переоборудованы небольшими компаниями под стандарты EPA или CARB. По данным с интернет сайта www.cleanvehicle.org комплекты для переоборудования существуют для десятков транспортных средств, произведенных компаниями GM и Ford, легкого и среднего режима работы. Помимо этого несколько производителей предлагают двигатели на природном газе для переоборудования существующих транспортных средств тяжелого режима работы.

[27] Liquefied petroleum gas.

[28] Аналог Федеральной налоговой службы РФ.

[29] Данный перечень доступен на официальном интернет сайте Службы внутренних доходов США: www.irs.gov

[30] Incremental cost.

[31] Transit agency.

[32] Four gross vehicle weight rating (GVWR) groupings.

[33] Light duty vehicles.

[34] Heavy-duty vehicles.

[35] Alternative Fuel Excise Tax Credit.

[36] Gasoline gallon equivalent (GGE).

[37] Один галлон США равен 3,785412 литра.

[38] Аналог российского налога на прибыль организаций, но с прогрессивной шкалой ставок, вместо плоской ставки в РФ.



Статья опубликована в Журнале "Газовая промышленность", Спецвыпуск 626/2008 "Газ в моторах", Издательство "Газоил пресс".
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован