22 мая 2008
2586

Профессор Братусь считает, что `христианский психолог - попутчик на пути человека к Богу`

Третье заседание семинара по осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского из цикла "Цельность человека, дух, душа, тело" прошло 12 мая в Библиотеке-фонде "Русское зарубежье", сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".

С основным докладом выступил доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией философско-психологических основ Психологического Института им. Щукиной Борис Братусь. В своем докладе он коснулся вопросов сотрудничества философии с церковным попечением, а также психологии с духовной практикой. За основу своего выступления докладчик взял речь митрополита Антония, произнесенную им на собрании психологического общества. Советом митрополита было - при чтении духовных текстов стараться взаимодействовать с мыслями, которые резонируют с настроением. Размышления о религии, о вере и Боге неизбежно присутствуют в жизни каждого человека. Но на каком-то этапе жизни мы вдруг понимаем, что существует нечто, определяющее течение событий и влияющее на ход нашей жизни помимо разума и рационального мышления. Как известно, в отличие от Зигмунда Фрейда, считавшего религию "общественным навязчивым неврозом", митрополит Антоний полагал веру "психологическим феноменом".

Замечая, что вера - часть человеческого опыта, свидетельствующая об особенности нашего восприятия, докладчик напомнил, что и жизнь самого владыки Антония развивалась очень жестко - с детства у него вследствие известных событий большевистской революции не было родного дома, он был вынужден жить в интернате среди не самого приятного общества и даже пытался покончить с собой. Но уже в 14 лет при чтении Евангелия от Марка будущий пастырь вдруг очень конкретно почувствовал присутствие рядом с собой Христа. Борис Братусь заметил, что целью метафизической потребности является постижение смысла жизни, хотя при этом человек может даже и не догадываться, что вера в Бога - естественная потребность каждой личности. К вере, однако, могут приводить и окружающая нас красота, гармония и целесообразность в природе. "Что нам делать с розовой зарей над хладеющими небесами?.." - сослался докладчик на строки Николая Гумилева.

Не учитывая психологический фактор, нельзя понять и путь веры - считает Борис Братусь. По его мнению, вера имеет отношение отнюдь не только к области Божественного, хотя и существует мнение, что наука с верой не сочетается и "паразитировать на научной психологии" не стоит. "Вера базируется на вероятности, а наука зиждется на догматах как способах объяснения всего, но при этом ученый - искатель истины", - отметил Борис Братусь. И сегодня, по мнению отца Александра Борисова, "наука уже способствует укреплению веры". Психология же призвана сблизить науку и веру. Да, наука, быть может, и сводит все к причинному детерминизму, но когда встает Божье творение, бриллиант творения - психика, то христианская психология становится уже соработничеством с Богом. Христианский психолог старается быть попутчиком человека на пути а Богу. Одновременно происходит развитие нашего опыта. "Мы делаемся опытнее, мы делаемся виноватее", - писал выдающийся русский ученый Сергей Аверинцев.

"Духовная одаренность" в той или иной степени есть у каждого человека, но бывают случаи особенно яркой выраженной способности к глубокому внутреннему созерцанию. И она, как считает Борис Братусь, может проявиться, как у владыки Антония, еще в детские годы. Однако при этом всегда и "при всем надо сохранять ясный взгляд на мир и не бояться", - завершил словами митрополита Сурожского Антония свое выступление российский ученый.

22.05.2008

www.portal-credo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован