27 мая 2008
3093

Павел Гутионтов: Метро для богатых

Дивная весть донеслась с берегов Невы. Там, оказывается, рассматривают вопрос о создании метро для богатых. То есть, хотят выделить в каждом поезде VIP-вагон со всеми удобствами для тех, кто готов соответствующим образом оплатить свою поездку и эти самые, сопряженные с поездкой удобства.

Надо полагать, жизнь наверху они для себя вполне обустроили и потому уже готовы спуститься под землю.

Хотя, с другой стороны, говорят, что делается это в том числе и в видах борьбы с пробками на петербургских улицах. То есть, наверху уже настолько плохо, что они готовы даже под землю - от обустроенной наверху жизни.

Ну и конечно, не последнюю роль играет вопрос извлечения дополнительных доходов от перевозки граждан из одного конца великого города в другой. Причем подразумевается, что доходы эти пойдут на общее (разумеется!) благо.

Идея, конечно же, смелая и требует вдумчивого к ней отношения. Ее сейчас обсуждают в газетах, выявляются новые и новые узкие места (надо, например, подумать и о VIP-эскалаторах), защитники идеи объясняют, что это вполне нормально: есть деньги - плати, и получай адекватно уплаченному. Ведь никого же не раздражают в самолетах салоны бизнес-класса, да и в поездах люди путешествуют не только на плацкартных боковых полках, но и в купе, и даже СВ. Вот и в метро так будет.

Забывают, правда, о том, что метро - это социальный транспорт, и извлечение доходов не главная его задача. И что все равно, сколько бы спустившиеся под землю VIPы ни заплатили за билет, все равно кататься под землей они будут за наш с вами счет. Хотя бы потому что придется сократить каждый состав на вагон (как минимум), да и кусок перрона отгородить, так что в час пик в "остальных" вагонах будет еще теснее, чем сейчас, а и сейчас попробуйте туда влезть.

Но нам что - потеснимся. Не впервой. Лишь бы не было войны, как говорится.
А теперь, отвлечемся на время от питерского метро и перенесемся в главную столицу, в Москву.

Здесь не так давно дал журналу "Огонек" интервью президент строительной компании "Барклай" Леонид Казинец, человек молодой и амбициозный. Знатный строитель порассуждал о будущем столицы России, каковое, естественно, видится ему в самом розовом свете. Господин Казинец рассказал много интересного. В частности, он полагает, что в центре города надо снести и перестроить 70 процентов зданий, что "это иллюзия, будто мы должны сохранить исторический облик города", объяснил и обосновал насущную необходимость этой перестройки всего и вся (оставить несколько десятков памятников ЮНЕСКО и достаточно) и даже заразил уверенностью, что, к сожалению, идеи эти будут сейчас воплощаться в жизнь еще более энергично, нежели раньше.

Ну а заодно господин Казинец решил высказаться и по более общим вопросам, касающимся уже не только наших эстетических пристрастий, вступающих в непримиримые противоречия с перспективами строительной отрасли, как утверждают, в российских условиях лишь чуть менее прибыльной, нежели торговля наркотиками. Господин Казинец - смелый человек, он совершил 3000 прыжков с парашютом (в том числе на пик Ленина, за что попал в книгу рекордов Гиннеса), так что он позволяет себе говорить то, о чем другие стыдливо умалчивают. "Вся проблема Москвы в том, что в реально дорогом городе мы пытаемся сохранить социальную защищенность", - заявляет господин Казинец. И дальше: "Москва станет комфортной, зеленой и красивой, как только люди перестанут считать, что в этом городе можно жить на 300 долларов в месяц. Скажите честно: в этом городе, если ты не получаешь несколько тысяч долларов в месяц, тебе нечего делать".

Говоря по-простому, ребята окончательно зарвались. Они живут своей жизнью, ничем не соприкасающейся с жизнью страны и ее населения. Это само по себе и ладно: нам бы еще не мешали - цены им не было. Построили себе мир вокруг Рублевки, огородили замки пятиметровыми заборами, там и сидите. Но нет, теперь оказывается, они претендуют на большее, а мешаем им - мы. Теперь они заявляют о своих претензиях на Москву в целом. И, как ни странно, вполне уверены в том, что вполне достойны этого великого города. Боюсь, их самооценка настолько завышена, что они становятся социально-опасными.

Та же Москва признана самым дорогим городом мира и при этом наименее приспособленным для жизни среди семидесяти крупнейших мегаполисов. Я бы, конечно, все эти рейтинги не абсолютизировал, но и отмахнуться от них, увы, никак не могу. Ибо, разумеется, понимаю, кто именно мешает господину Казинцу устранить еще имеющиеся отдельные недостатки. Это, простите, те, кто еще не получает по нескольку тысяч долларов в месяц. Но - с другой стороны - недавно сообщили, что темпы роста числа российских миллиардеров вновь побили все мировые рекорды. Это наполняет законной гордостью за страну и ее лучших людей. Это радует. Это означает, что в грядущей Москве жить будут не только президенты успешных строительных компаний, тесно связанных со столичной мэрией, но и представители некоторых других профессий.

Так, по данным опросов, чиновниками у нас хотят стать больше старшеклассников, даже чем проститутками и банкирами. Мне кажется, само по себе это замечательно, что молодые, только вступающие в жизнь люди столь самоотверженно готовы отдать всего себя без остатка на службу обществу. Но ведь для жизни в Москве по версии господина Козинца одной зарплаты им может и не хватить, жена-миллиардер не у каждого. Что же делать? Или господин Казинец все-таки предполагает и их, чиновников, за сто первый километр выселить, а на тусовки с ним привозить вахтовым методом? Вместе с врачами, охранниками ювелирных магазинов и профессорами университетов?

Нет, господин Казинец все же не так жесток и безогляден, он считает само собой разумеющимся, что некоторые учреждения в столице все-таки останутся. Ради этого господин Казинец даже готов терпеть некоторые неудобства. "Представьте, что вы находитесь на приеме, где довольно жарко, довольно душно, может, даже не очень вкусно кормят, но вокруг сидят те олигархи, те чиновники, которые вам нужны. Вы вытираете пот со лба, растягиваете на шее галстук - но не выходите из зала. Москва - это возможности и контакты. Это правильная тусовка. Это один из центров притяжения мира. И кто сказал, что центр притяжения мира должен быть зеленый и тихий?"

И кто сказал, что метро должно быть для тех, кто едет на нем на работу, за которую пока еще не получает нескольких тысяч долларов в месяц?
Вернемся в метро.

Не мной замечено, что забота о дополнительных доходах, помноженная на заботу о лучших людях, как правило, отрывает ото всего остального. Приведу только один пример, свидетельствующий о том, что в метро (московском ли, питерском) есть еще куда приложить пытливый ум реформаторов - кроме выделения VIP-вагонов. Причем даже особенных средств в это вкладывать не придется.

Московская станция "Комсомольская", как известно, подземный порт сразу трех железнодорожных вокзалов. То есть, среди тех, кто здесь толпится, немало приезжающих-отъезжающих, людей с багажом, иногда немаленьким. Так вот, лестницы на "Комсомольской" широкие, красивые, но пандусы для тележек на них, увы, не предусмотрены. Сделать их - копейки. Но зачем? Эти, с чемоданами, обойдутся и без пандусов.

VIP-эскалатор - совсем другое дело.

27.05.2008
http://www.ruj.ru/authors/gut/080424_1.shtml
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован