06 мая 2011
11415

Олег Меньшиков: `Я нормальный!`

История успеха, 6 мая 2011 года, 09:35

Он дает мало интервью. Но объективно у него и поводов их давать не так уж много, поскольку снимается он мало, в театре играет и ставит премьеры тоже не каждый день. А рассказывать одно и то же считает бессмысленным. Его называют замкнутым и необщительным. Но такой уж у него характер. Да, не рубаха-парень, но таких людей миллионы. Ему не нравится, когда журналисты или поклонники пытаются расспрашивать его о личной жизни. Он утверждает, что "предельно искренне" говорит со сцены о том, что его волнует и трогает в жизни. А то, что он может "наплести" журналистам, на самом деле никакого отношения к его личности не имеет. И признаваясь в том, что "жизнь во всей ее полноте" для него намного важнее актерства и что жить он любит красиво и удобно, Меньшиков просит журналистов: "Не демонизируйте, пожалуйста, меня без нужды. Я нормальный".

Он всегда знал, чего он хочет, и всегда делал то, чего хотел. С детства очень любил музыку и с удовольствием учился в музыкальной школе, сначала по классу скрипки, потом фортепиано. В юности увлекся театром, решил стать артистом и поступил в Щепкинское училище. Поработав в Малом, Театре Советской армии, Ермоловском, понял, что репертуарный театр не для него, и ушел. В никуда. Помаялся несколько месяцев, вылечил язву и дождался-таки роли Калигулы у Петра Фоменко в Театре имени Моссовета, одной из своих любимых ролей.

А потом уехал в Лондон, и там, в театре "Глобус", он, кареглазый брюнет, сыграл голубоглазого блондина Есенина в спектакле "Когда она танцевала". Сыграл так, что удостоился премии Британской Академии Театральных Искусств имени Лоуренса Оливье (за 1992 год). Дункан в том спектакле играла Ванесса Редгрейв. (Позже, в 1994 году, он играл эту же роль в одноименной постановке французского режиссера Патриса Кербра в парижском Театре комедии на Елисейских полях, теперь уже по-французски.) В Лондоне же, в театре "Трайсекл", он сыграл и в "Игроках" по Гоголю.

Вернувшись в Москву, Меньшиков получил свою вторую любимую роль - Вацлава Нижинского в антрепризной постановке "N/Нижинский" по дневникам великого танцовщика.

В 1995 году Меньшиков организовал "Театральное товарищество 814", собственную антрепризную театральную компанию. В 1998 году "814" выпустил свой первый спектакль - "Горе от ума", в постановке Меньшикова, с ним же в роли Чацкого. И с потрясающе красивыми костюмами и декорациями Игоря Чапурина и Павла Каплевича. Неоднозначная реакция критиков на этот и последующие три спектакля "Товарищества" не помешали Меньшикову в аншлагами показывать их в течение нескольких лет в Москве, объездить с гастролями всю Россию и закрывать их тогда, когда, по мнению "товарищей", приходило для этого время.

Крестные отцы

Та же история с кино. Снимался он всегда немного и всегда только в тех фильмах, в которых хотел. На его дебютной картине "Жду и надеюсь" (1980) помощником режиссером работал Роман Балаян, которого называют первым крестным отцом Меньшикова-киноактера. Именно Балаян отпустил его параллельно сняться в небольшой роли в "Родне" Никиты Михалкова (который, разумеется, второй крестный). И именно в "Родне" (1981) его увидела тогдашняя жена Михаила Козакова Регина. В это время Козаков искал актера на главную роль в своем фильме "Покровские ворота" (1982). Меньшиков стал идеальным Костиком. Это, безусловно, его лучшая роль в кино. У него будут и другие, хорошие, очень хорошие, главные и второстепенные роли, но Костик - выше всяких похвал. Нержавеющая любовь всех женщин бывшего СССР.

Роман Балаян тоже не забыл про "крестника", снял его и в "Полетах во сне и наяву" (1983), и в "Поцелуе" (1983). (Кстати, Балаян назвал однажды Меньшикова - Актер Актерыч. Потому что, мол, играет он не только в кадре и на сцене, потому что актерство "заложено в его природе".) Небольшую, но очень ему подходящую роль Меньшиков сыграл у Петра Тодоровского в фильме "По главной улице с оркестром" (1986) с выдающимся Олегом Борисовым в главной роли. В том же 1986-м Меньшиков вместе с Владимиром Ильиным снялся в фильме "Мой любимый клоун" Юрия Кушнырева по сценарию Александра Адабашьяна.

В 1994-м Никита Михалков позвал Меньшикова на роль Мити в "Утомленных солнцем". Когда несколько лет спустя Михалков пригласит его продолжить, Меньшиков спросит у режиссера: "Никита Сергеевич, вы разве не в курсе, что меня убили?". Но у Никиты Сергеевича, как выяснилось, были серьезные планы на актера Меньшикова. Пришлось ему сниматься не только в двух продолжениях "Утомленных солнцем", но и в "Сибирском цирюльнике", и в "Статском советнике" Филиппа Янковского (которого продюсировала михалковская "Студия ТриТэ"). Эраст Петрович Фандорин в исполнении Меньшикова разделил многомиллионную армию "эрастоманов" на два лагеря: тех, кому Фандорин-Меньшиков категорически не понравился, и тех, кто именно так себе литературного сыщика и представлял (многие признавались, что, читая книжки про Фандорина, в голове "видели" Меньшикова). А создатель Эраста Петровича Борис Акунин, между прочим, согласился на экранизацию только при условии, что Фандорина сыграет Меньшиков.

Начиная с "Утомленных солнцем" Меньшиков снимался преимущественно в масштабных, почти эпических картинах, и почти все они костюмированные - "Кавказский пленник" (1996), "Сибирский цирюльник" (1998), "Восток-Запад" (1999), "Статский советник" (2005), "Золотой теленок" (2006), "Доктор Живаго" (2006), "Утомленные солнцем 2" (2010). Исключение составила только "Мама" (1999), где Меньшикову довелось еще раз поработать с Нонной Мордюковой.

Жизнь во все ее полноте

Похоже, что и в жизни вне театра и кино Меньшиков всегда знал, чего хотел. (Он, кстати, всегда говорил, что "моя жизнь" намного важнее, чем "моя профессия".) Всегда любил музыку и никогда о ней не забывал. Будучи начинающим актером, час в день танцевал. Просто включал дома магнитофон и танцевал. Один. Всегда с готовностью садится за инструмент, на вечеринках, в ресторанах. Когда в настроении, поет. Вертинского, песни 30-40-х годов, классические партии. Он любит теннис и играет в него. Любит футбол и играет в него.

"Он парень стильный", - сказала про него Нонна Мордюкова. Дорогие машины, дорогие костюмы и часы, дорогие рестораны. Когда не было денег, занимал под будущие съемочные гонорары. Он честно признается, что привык к "хорошим условиям", что любит комфорт.

Он хотел быть холостяком (или не хотел, но не встретил ту, на которой захотелось бы жениться) и до 44 лет был им. Слухов, сплетен, домыслов по этому поводу ходило немало, неспроста, мол, он и не женат, и никаких громких романов, не бывает, мол, так с мужиками. А потом он взял и женился. На выпускнице театрального училища вдвое младше себя.

В прошлом году Меньшиков отметил 50-летие. Как сам говорит, не ощущает "полтинника". Говорит, всегда чувствовал себя на 36 - и в 25, и в 50. Уже минимум полтора года он не снимается и не играет в театре, говорит, "поднадоело". Но все это время он явно не на диване лежал, судя по той программе, которую он представит в мае в рамках фестиваля "Черешневый лес": джазовый марафон в саду "Эрмитаж", шоу поющего и одновременно танцующего духового оркестра и "чемпионат" по футболу среди команд московских театров на открытом поле в Лужниках. А еще летом он обещает открыть ресторан на Гоголевском бульваре.


http://lady.mail.ru/article/440865/1
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован