24 января 2010
6966

Направление совершенствования правового регулирования предоставления налоговых льгот для проведения НИОКР в РФ на основе опыта зарубежных стран

Статья опубликована в Журнале "Законы России: опыт, анализ, практика", N10, 2009 год.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении на пленарном заседании VII Международного инвестиционного форума "Сочи-2008" 19 сентября 2008 года отметил: "Налоговая система во все большей степени должна играть стимулирующую роль, а не только служить инструментом обеспечения фискальных интересов государства". В этом контексте значительное налоговое стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), несмотря на очевидную немедленную потерю в объеме налоговых поступлений, прежде всего, по налогу на прибыль организаций, будет являться дальновидным стратегическим подходом к переводу экономики России в инновационное русло. В ближайшем будущем благодаря внедрению результатов НИОКР подобная перспективная политика сможет дать кумулятивный эффект в виде роста производительности труда, объемов производства, повышения эффективности и конкурентоспособности хозяйственной деятельности, роста прибыли хозяйствующих субъектов и зарплат работников, и, как следствие, роста налоговых поступлений по налогу на прибыль, единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц. Помимо этого, продажа лицензий и патентов на результаты НИОКР, полученные в нашей стране, сможет привлечь дополнительные инвестиции в Россию из зарубежных стран.

Прежде, чем перейти к рассмотрению налогового режима в отношении НИОКР в РФ, необходимо отметить следующее. Расходы на НИОКР в России снижают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то есть применяется такая налоговая льгота, как вычет. При этом ставка налога на прибыль организаций является плоской, то есть не зависит от величины полученного дохода. Базовой ставкой по налогу на прибыль организаций с 1 января 2009 года является 20%. Для того, чтобы налогоплательщик не задумывался о том, проводить ему НИОКР или нет, при наличии соответствующей потребности, необходимо, чтобы расходы на НИОКР (порядок их учета для целей налогообложения) оказывали минимальное отрицательное влияние на сумму прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты налогов. Проблема заключается в том, что когда вычет на НИОКР равен фактически понесенным расходам (100% от фактических расходов на НИОКР), то при плоской ставке налогоплательщик будет все равно оплачивать 80% расходов на НИОКР из чистой прибыли (после налогообложения). Это связано с тем, что после применения 100%-го вычета на НИОКР чистая прибыль налогоплательщика при прочих равных условиях сокращается на 80% от суммы налогового вычета (по сравнению с ситуацией неприменения этого вычета вообще). Данный эффект демонстрирует общую неэффективность налоговых вычетов при ставке налога, не зависящей от величины полученного дохода. Налоговые вычеты становятся эффективными при прогрессивной ставке налога (чем больше налог - тем больше ставка), поскольку вычет позволяет снизить налоговую базу и, как следствие, перейти в предыдущий разряд дохода, облагаемый по меньшей ставке налога (в результате сумма прибыли, остающаяся у налогоплательщика после налогообложения с применением вычета, будет больше, чем если бы он не применял вычет). Однако это справедливо, только если доход до применения вычета лишь немного превышает нижний предел соответствующего разряда (таким образом, как бы автоматически регулируется максимальный размер подобного вычета).


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ В ПРИЛОЖЕНИИ

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован