11 июня 2006
6245

Мнения о фильме `Девочки`.

В принципе, когда кино, к тому же документальное, на тему "Из чего только сделаны девочки", снимает сама в недавнем прошлом почти такая же девочка, особенно надеяться на объективность и четкость мысли не приходится - ждешь в лучшем случае искренних эмоций. Но в "Девочках", кроме ностальгии по тому времени, когда у нее самой еще не было паспорта, режиссер Валерия Гай Германика обнаруживает еще и не по-девчачьи смелый и жесткий подход, благодаря которому в поколении, представлявшемся старшим сквозь возрастную дистанцию слипшимся комком протоплазмы, вдруг проступают осмысленные и одушевленные человеческие лица.

Лидия Маслова

...

Авторы неформатного, то есть нетелевизионного документального кино всматриваются в безусловную реальность и в ее избранных - обыкновенных персонажей не как нарядные агенты общества потребления... образов. Но и не как фрики, практикующие в доходной сфере художественных провокаций. Поэтому место таких, казалось бы, незатейливых авторов находится на обочине внимания любителей и мейнстрима, и модных, опробированных на рынке проектов. Поэтому и позиция таких авторов на беглый, незаинтересованный взгляд видится маргинальной или неартистичной. Между тем фильм Гай Германики о школьницах-простолюдинках с городской окраины, снятый, к сожалению, дешевой камерой с издержками в качестве изображения, записи звука внедряет нерасхожую драматургию в документальное свидетельство. Эта драматургия настигает неприкаянных девочек в постылое каникулярное время у ларька со спиртным, разъединяет в исповедальной отчаянной кульминации, внезапно объединяет в песне, заворачивает в паспортный стол и вдруг усмиряет финальным эпизодом первого сентября. Когда умытые девочки в белых носочках прерывают свою муторную обыденку минутным радостным оживлением. Наверное, следующий фильм этот режиссер должен снять про обиды-ранения мальчиков-девочек в школьных застенках. И тоже, небось, в каком-нибудь спальном районе.

Зара Абдуллаева

...

В картине уже увидели манифест "новой искренности", противостоящей так называемому "реальному кино". Отчасти так оно и есть. Только фильм ничему не противостоит, - это глубоко личное высказывание, штучный продукт, не смотря на лэйбл "Кинотеатр.doc", взявшийся за прокат. На экране - сырой, дымящийся, кровоточащий кусок жизни, - и ничего больше. Если бы лента была короче, - не поверили бы катарсису в финале.

Главное открытие фильма: в мире этих девочек из формально благополучных семей нет взрослых. Их нет вообще в природе. Есть некто за кадром, не советующий сидеть на лестнице голым задом: "вам рожать, застудите". Есть вполне советская показуха 1-го сентября в финале. Есть необходимость получить паспорт, - и получают. "Теперь я человек!" - говорит Катя. Вам не страшно? Нет? А вы помните, как когда-то без посредников, наедине с собой открывали существование собственного тела? Фильм вызывает из каких-то неведомых глубин подсознания и эти воспоминания. В общем, событие, явление. Но - не манифест. Слишком от себя, а не от имени и по поручению. Когда-то Сергей Мирошниченко в фильме "Четырнадцатилетние. Рожденные в СССР" открыл тему взросления на историческом переломе, многократно усугублявшем ужасы "переходного возраста". Теперь его герои заговорили от первого лица в фильме Валерии Гай Германики. Вот и всё. Но этого достаточно.

Шемякин Андрей

...

Искренность (есть еще слово: "исповедальность"), за что обычно хвалят подобные фильмы, - на самом деле фикция. Достаточно посмотреть парочку "за стеклом", чтобы убедиться, что объекты наблюдения быстро мимикрируют в сторону постановочных ожиданий и усваивают предложенные формы непринужденности и границы естественности. Мы смотрим на них, они вроде бы друг на друга, но глазом-то косят на камеру.

Как это ни парадоксально, но достоинства фильма целиком проистекают из профессиональной наивной неумелости режиссера, такой же "девочки", как и заглавные героини. Именно шероховатости, неровности, оговорки создают некий объем и ощущение натуральности образа. Это хороший дебют, но пока еще не понятно, что будет дальше - искусство ретуши или просто искусство.

Востриков Алексей

...

Фигура Гай Германики скрыта за объективом камеры. Незримость оператора и режиссера нарушается лишь однажды - и это становится одним из самых больших проколов фильма. В эпизоде, когда подростки покупают слабоалкогольные напитки в торговой палатке, у них спрашивают паспорт, который может удостоверить их совершеннолетие. Следует заминка и монтажная склейка. Далее съемка возобновляется. Камера фиксирует, как подростки выносят на улицу купленное спиртное. Что же произошло, пока камера была выключена? Как на этот вопрос ни ответь - ответ будет в минус фильму. Предположу, что совершеннолетний режиссер Валерия Гай Германика, остановив съемку и достав из кармана свой собственный паспорт, купила необходимый для съемок алкоголь. Но раз так - весь фильм ставится под сомнение!

Юсев Алексей

...

Я вижу в "Девочках" заявку на что-то большее - но она запросто может и не оправдаться. Сам фильм - забавно, не более. У режиссера цепкий глаз и хорошее чувство кадра. Понятно, что этого недостаточно, однако про остальное по "Девочкам" судить трудно. Зато будет интересно посмотреть игровой полный метр Гай Германики.

Зельвенский Станислав

...

Кино, которое сняла Валерия Гай Германика можно все-таки назвать шокирующим, хотя, казалось бы, шокирующие эффекты уже исчерпаны, чего только ни перепробовали кинематографисты в этом самом притягательном устремлении современного зрелища. Но в данном случае эффект основывается на абсолютной будничности происходящего, на том, что мы всегда подразумевали и предполагали в отношении наших деток-девочек-подростков. Теперь мы как бы убедились: предположения были верны - и кроме того, что мы убедились, мы не узнали ничего нового.

Главной зрительской интригой остается мастерство включенного наблюдения: как велась эта глубоководная съемка? Как удалось такое застать? Природа удивления примерно та же, что и в случае эксклюзивного кинорепортажа о жизни и нравах обитателей океанской впадины. В сущности, "Девочки", это научно-исследовательское кино и любая возможная реакция зрителя связана с необычным предметом исследования, который всегда считался предметом умолчания.

Секацкий Александр

Cеанс. 2006. N 29-30.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=13047
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован