22 октября 2004
2673

Медико-экологические проблемы лиц экстремальных профессий: работоспособность, здоровье, реабилитация и экспертизу профессиональной пригодности

MEDICAL-ECOLOGICAL PROBLEMS OF THE PERSONS OF EXTREME PROFESSIONS:
SERVICEABILITY HEALTH, REHABILITATION AND EXAMINATION OF PROFESSIONAL SUITABILITY

Материалы
ЧЕТВЕРТОГО МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО
КОНГРЕССА
The results of the
4RD INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND APPLIED CONGRESS

Под редакцией
Президента Ассоциации АКМЭЭМР, академика РАЕН
доктора медицинских наук, профессора
Власова В.Д.
Edited by VlasovV.D.,
President of Association ASNEEMR, academician RANS Doctor medical sciences, professor

Москва 18-22 октября 2004 г.
Moscow 18-22 October 2004

УДК 613.6+577.4
Медико-экологические проблемы лиц экстремальных профессий: работоспособность, здоровье, реабилитация и экспертиза профессиональной пригодности: Материалы Четвертого Международного научно-практического конгресса Ассоциации авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России. - М., 2005. - 468 с, илл.
В данный сборник включены материалы, представленные на IV Международный научно-практический конгресс Ассоциации авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России. Тематика его охватывает широкий круг проблем авиационно-космической, морской, экстремальной, экологической и клинической медицины, которые представляют большой интерес для практики медицинского обеспечения лиц опасных профессий, а также для других направлений отечественной медицины.
В материалах Конгресса нашли отражение вопросы организации профессиональной деятельности, санитарно-гигиенического и эпидемиологического её обеспечения, факторы воздействия производственной среды и их влияние на организм. Широко рассмотрена проблема человеческого фактора в экстремальных условиях, особенно показана его значимость для эффективного функционирования авиационно-транспортной системы. Представлены исследования по проявлению профессионального стресса у врачей, дан анализ врачебных ошибок на современном уровне и рекомендованы мероприятия по их предупреждению и преодолению. Большая глава посвящена вопросам клинической авиационной медицины и врачебно-летной экспертизы. Впервые в сборнике Материалов Конгресса представлены разделы по морской, экстремальной, железнодорожной и информационной медицине, а также по истории авиационной и космической медицины. В рамках аналогичной секции отмечается 65-летие основания кафедры авиационно-космической медицины Российской медицинской академии последипломного образования. Представляют большой интерес работы по лечебно-восстановительным и реабилитационным мероприятиям, применению биологически активных добавок и микроэлементов.
Издание предназначено для авиационных и морских врачей, психологов и широкого круга других специалистов, обеспечивающих профессиональную деятельность, особенно лиц опасных профессий.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Власов Валентин Дмитриевич
председатель, академик РАЕН, доктор медицинских наук, профессор
Шалимов Павел Михайлович
академик РАЕН, доктор медицинских наук, профессор
Юстова Валентина Дмитриевна
кандидат медицинских наук, доцент
Кушнир Юрий Васильевич
Габбасов Игорь Зиятович
технический редактор

© Ассоциация
авиационно-космической,
морской, экстремальной
и экологической медицины России
ISBN 5-7982-0151-1

11.17 ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА И ТЕРАПИЯ УКАЧИВАНИЯ И УТОМЛЕНИЯ В АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЕ

Каструбин Э.М., Власов В.Д.

Ассоциация авиационно-космической, морской , экстремальной и экологической медицины
России, Межгосударственный авиационный комитет, г. Москва


Известно, что в авиации экранированные помещения, снижение содержания кислорода в окружающей среде, состояние невесомости приводят к изменению фармакокинетики и кумуляции фармакологических средств. В сочетании с аллергией и непереносимостью эти факторы могут приводить к ухудшению операторских характеристик, снижению работоспособности, аварийным ситуациям. Устранение лекарств особенно важно при профилактике и терапии вегетативных расстройств в связи со стрессовым влиянием факторов полета на вестибулярный аппарат.
Российским исследователям принадлежит приоритет в разработке метода электротранквилизации (ЭТ), которая может обеспечить экстренное восстановление работоспособности, профилактику и терапию укачивания. Первым шагом в этом направлении была экспериментальная работа А.С. Нехаева, В.Д. Власова, В.В. Иванова в 1986 году. Выяснилось, что после первого сеанса импульсного воздействия вегетативные нарушения полностью устранялись. Между турами укачивания время переносимости специальных проб возрастало на 57% по сравнению с контрольной группой. По данным О.Л.Новинькова (1992) на фоне ЭТ повторные стимуляции вестибулярного аппарата выявили у обследуемых повышение устойчивости к специальным функциональным пробам. Без применения ЭТ происходила суммация вестибулярных раздражителей, появлялись признаки болезни движения.
Практическое использование ЭТ на фоне развившихся вегетативных нарушений впервые применил Б.И. Поляков в 1979 году. По его данным, после часа импульсного воздействия устойчивость вестибулярного аппарата возрастала в два раза в 75% наблюдений. С.Г. Мельник с соавторами (1986) наблюдали процесс ускоренного восстановления функционального состояния после применения ЭТ при первых признаках укачивания. Это впервые позволило высказать предположение о том, что механизм действия ЭТ связан, прежде всего, с возрастанием специфической резистентности организма к действию стресса. В связи с этим были даны практические рекомендации по использованию ЭТ у летного состава корабельной авиации, экипажей гидросамолетов при получении штормового предупреждения, прохождении штормовых зон.
Особенно важным представляется использование ЭТ при скрытой форме укачивания, суммарном влиянии факторов стресса на вестибулярный аппарат. Признаками скрытой формы укачивания были недомогание, головные боли, колебания артериального давления, которые приводили к снижению работоспособности и операторским ошибкам.
А.В. Шакула с соавторами (1995) отработали ЭТ с помощью аппарата Микро-ЛЭНАР на лётном составе в лабораторных, тренажерных и реальных условиях длительных полетов, при пересечении часовых поясов, смене климата, воздушных коридоров с целью "коррекции утомления, влияния монотонии, нервно-психического напряжения и десинхронозов" и отметили её положительный эффект.
В обзорной статье Э.М. Каструбина (1995) отмечено, что метод ЭТ повышает вестибулярную устойчивость различных летных специалистов, которые плохо переносят угловые и кориолисовые ускорения. Использование ЭТ ускоряет и повышает уровень профессиональной подготовки у курсантов летных училищ и пилотов при освоении новой техники.
С.Г. Мельник и А.В. Шакула (1995) считают, что ЭТ является методом выбора в авиационной медицине при необходимости осуществлять профилактику стресса и функциональных нарушений нервно-психического генеза. Такой подход обоснован в связи с ростом удельного веса причин нервно-психического напряжения в появлении признаков утомления и переутомления у летного состава (чувство усталости, повышенная эмоциональная возбудимость, вестибулярный дискомфорт).
Опыт использования ЭТ в промышленной медицине, в работе кабинетов психологической разгрузки привел к созданию способа регуляции работоспособности с помощью импульсных токов (Каструбин Э.М. с соавторами, 1981). На основе этого изобретения группа сотрудников Института авиационной и космической медицины при участии Э.М. Каструбина разработала "Способ регуляции работоспособности", который позволял экстренно устранять производственное утомление у моряков-операторов (Патент РФ от 26.06.1991 N 2006235). Восстановление работоспособности происходило после 24 часов непрерывной работы в условиях гипертермии (+35оС) в результате 30 минут импульсного воздействия. Пассивный отдых позволял восстановить операторские способности только через 24 часа.
О.Л. Новиньков (1992) показал, что ЭТ приобретает особое значение в космической медицине, где 30 -50% космонавтов ощущают признаки болезни движения во время орбитальных полетов. По его данным ЭТ расширяет физиологические возможности человека-оператора, повышает неспецифическую резистентность организма к стрессу, ускоряет процессы адаптации и реадаптации, устраняет последствия нервно-эмоционального напряжения и физического утомления.
С.Г. Мельник с соавторами (1995) считает метод ЭТ одним из факторов управления психофизиологическим состоянием летчика.
Проблема экстренного восстановления работоспособности пилотов и операторов, профилактика и терапия болезни движения была решена в российской авиационной медицине с использованием физических факторов воздействия минимальных значений тока без какой-либо зональной или глубинной стимуляции структур мозга. Такой подход в проведенных исследованиях позволяет сохранить мозг как целостную информационную систему, которая определяет уровень процессов саморегуляции и адаптации.


www.kastrubin.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован