23 октября 2009
4900

McKinsey наврала на входе в новую модель рынка РЖД

Вчера компания McKinsey представила целевую модель развития рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 г., разработанную по заказу РЖД. Полностью документ должен быть готов к середине 2010 г., отметил менеджер проекта McKinsey Дмитрий Колобов. Но представленный вчера вариант уже передан в профильные министерства, рассказал представитель РЖД. Так пишут "Ведомости". InfraNews уже приводил сравнительный материал по двум вариантам реформирования - рждшному и операторскому.

Одно из положений модели - вывод из владения РЖД всех грузовых вагонов и передача большей их части в создаваемую Вторую грузовую компанию (ВГК, 217 000 вагонов) и Первую грузовую компанию (ПГК, 60 000 вагонов). Это не вызвало возражений чиновников и железнодорожных операторов. "Мы за ВГК", - заявил гендиректор "Трансойла" Андрей Гомон.

InfraNews: Хотя по нашим сведениям, большинство частников выстпает за постепенное списание всех старых и продажу всех годных вагонов. Это уменьшит средний возраст вагонов в сети, увеличит эффективность парков и освободит РЖД от металлолома, который и не работает и на балансах финансовых плохо отражается.

Но McKinsey и РЖД полагают, что и частным операторам также надо слиться с ВГК или между собой. По данным РЖД, сегодня в России насчитывается более 2000 операторов, при этом 1730 из них владеют менее 100 вагонов. Крупных компаний, парк которых превышает 5000 вагонов, лишь 12. "Эта ситуация недопустима", - заявил президент РЖД Владимир Якунин. Колобов объяснил почему: крупные операторы могут более эффективно управлять своим парком, у них меньше коэффициент порожнего пробега и ниже издержки. "В США и Европе в течение десятилетий рынки пришли к тому, что существует 2-3 "системных интегратора", которые вместе контролируют 85-90% рынка", - отметил управляющий партнер McKinsey Емельян Солженицын. К тому же только крупные операторы могут применять технологию маршрутных поездов, когда оператор на одной станции формирует состав, который целиком следует до станции отправления. А себестоимость маршрутных перевозок примерно вдвое ниже, чем повагонных, поэтому в целевой модели предполагается сделать дифференциацию грузовых тарифов (сейчас разница между тарифами на повагонную и маршрутную перевозку составляет не более 15%), резюмировал Колобов.

InfraNews: Не смотря на то, что McKinsey считается "светом в окошке" для всех рыночников, в этот раз компания за бабки, не только готова отойти от базовых капиталистических принципов и банальных правил приличия консалтера - компания McKinsey за бабки РЖД готова еще и врать! Мы уже предполагали, на какую сделку с совестью пошел Емельян Солженицын, чтоб служить РЖД. Важна тут на самом деле не совесть нашего Емели-экспата, а то что он несет. Слова "системный интегратор" - это из другой игры, но если так выражаться - то в США и в Европе кардинально разные структуры функционирования ЖД. И выражение "системный интегратор" в Европе подоходит только государственным компаниям, коллегам РЖД, а в США десятку компаниям, пятерка из которых - крупнейшие - владеют всем (пути, ПС, локомотивы, станции) и при этом на 100% частные компании, а остальные экспедиторы (по нашему) или операторы по рждшному - владеют ПС, складами и оперируют огромными количествами разных грузов. Ну а говорить о стопроцентной маршрутизации в системе РЖД, без решения глобальных корпоративных вопросов и локальных вопросов диспетчеризации - невозможно. Так что в словах партнера McKinsey либо ложь - либо банальная профнепригодность.

Частным перевозчикам все это не нравится. Не известно, как будут защищены права миноритариев в ВГК, которая будет занимать 27-30% рынка, опасается Гомон. Частные операторы перекредитованы, их "балансы не выдержат" слияния с ВГК и акционерам этих операторов достанется слишком маленькая доля, прогнозирует гендиректор "Евросиба" Дмитрий Никитин. А предложение самим частным операторам сливаться - это отказ от принципа создания конкурентной среды в железнодорожных перевозках, недоволен гендиректор Независимой транспортной компании Александр Сапронов. Крупному оператору тяжелее качественно обслуживать клиентов - не до всех можно дотянуться, отмечает он.

Кроме вагонов РЖД не намерена избавляться больше ни от чего: локомотивы компания оставит себе, доложил Колобов. В России они работают на сравнительно небольшом расстоянии, т. е. также возникает риск роста порожнего пробега, отмечает он. Частные локомотивы в России имеются (например, "Балттранссервис" экспортирует собственными поездами нефтепродукты из России в Прибалтику). Эти перевозчики не занимаются перевозкой низкодоходных грузов и за счет них РЖД ежегодно теряет около 4 млрд руб., которые должны были бы инвестироваться в инфраструктуру, используемую этими перевозчиками, жалуется вице-президент РЖД Владимир Решетников.

InfraNews: Посчитали собственную дурь. Убытки от плохой диспетчеризации в системе - 4 млрд. Только по локомотивам? Чушь. Как считали?

Зато целевая модель предлагает создание частных железнодорожных микромонополий: некоторые тупиковые и малозагруженные направления предполагается сдавать в эксплуатацию частным инвесторам, где те могут исполнять функции перевозчиков. Им придется получить статус публичного оператора, говорит Колобов, а значит, работать по регулируемым тарифам, не имея права отказать в перевозках. Инвесторы, готовые работать на таких условиях, вряд ли найдутся, считает председатель совета директоров Globaltrans Александр Елисеев.

InfraNews: Реформа РЖД, идущая дольше всех - имеет только сторонников. Но вот одна проблема - внутри РЖД никому эта реформа не нужна. Вчера даже редакционная колонка в "Коммерсанте" по этому поводу была - журналист ее написавший занет о чем пишет. Давно с РЖД работает. А если она не нужна РЖД - то все слова про Реформу - просто прикрытие продолжающегося растаскивания и распиливания компании. И работают на это всем миром - модные консультанты, серьезные журналисты, пяток карманных депутатов, десятки карманных СМИ. Операторы и грузовладельцы остаются наедине с собой в жестком недоумении, под прессом жадных менеджеров РЖД и непрозрачных правил и тарифов.

P.S. Это может показаться параноей. Но очень похоже, что с помощью подобных консультантов вред России будет нанесен больший, чем любой нелегальной эммиграцией, китайской экспансией, американскими ПРО и афганским героином. Такие консалтеры просто разрушат нашу страну. И кто этим консалтерам приплачивает? А вы проследите куда идут работать товарисчи потом - очень многие оказываются на американской госслужбе!

http://www.infranews.ru/?object=news&id=7541&catid=5

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован