19 октября 2007
3255

Максим АРТЕМЬЕВ:Украинскую коалицию ждут серьезные проблемы

После парламентских выборов на Украине наступило затишье, и страна исчезла из выпусков новостей. Началась тягучая работа по сколачиванию коалиций в будущей Раде с целью сформирования правительство, способного опереться на устойчивое большинство.

И вот в среду Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) и Наша Украина - Народная самооборона (НУНС) подписали соглашение о "создании коалиции демократических сил в Верховной Раде Украины шестого созыва". Но, прежде чем рассмотреть это соглашение и спрогнозировать его последствия, заглянем в недавнее прошлое Украины.

Разразившийся весной этого года политический кризис, как теперь становится ясным, был разрешен в пользу "оранжевых". Выиграли именно они. Причинами кризиса стали, конечно, не перебежки из фракций, это было лишь формальным поводом, а более глубинные тенденции. После 2004 года Украина является реальной многопартийной демократией, где власть постоянно переходит из рук в руки разных сил, опирающихся на выбор избирателей. Об этом следует помнить всегда, анализируя политическую ситуацию там. Любая попытка представить происходящее в Киеве как простую грызню кланов - контрпродуктивна, ибо повлечет неправильные выводы. Это было "блестяще" продемонстрировано в 2004 году, когда руководство России попыталось повлиять на результаты президентских выборов, опираясь на неверный анализ на основе субъективно преподнесенной информации.

Так вот, причинами кризиса весной явились попытки правящей коалиции регионалов и социалистов вернуться к непубличной политике а ля Кучма, основанной на тайных переговорах, подкупе отдельных депутатов, на полной беспринципности под лозунгом стабильного развития. Команде Януковича в принципе претила многопартийная и конкурентная политика, их идеал заключался в неком сословном консенсусе, когда благодарные низы делегируют ответственным верхам право руководить, не вмешиваясь в процесс принятия решений.

Но Украина, как мы отметили, уже перешагнула этот рубеж, и возвращаться к нему не желала. В стране сформировано достаточно влиятельное, пусть и меньшинство, желающее именно политики по-европейски. И желание загнать это меньшинство (а может и не меньшинство) в некое гетто, породило кризис. Ющенко перевел разрешение кризиса в пространство публичной политики, на котором и он, и, особенно, Тимошенко с Луценко, чувствуют себя как рыбы в воде, и победил. Сегодня (и весь предвыборный период) он - в центре политической интриги, во многом от него зависит формирование правительства и коалиции, президент задает повестку дня, и не дает "обижать" регионалов, требуя от БЮТ учета интересов Востока.

Важно отметить, что крупный бизнес (в том числе и донецкий) в этой ситуации не стал однозначно поддерживать регионалов, и именно позиция Ахметова и К° способствовала смягчению обстановки и поискам компромиссов. Бизнес понял, что и при конкурентной демократии вполне реально отстаивать свои интересы.

Несмотря на экономический подъем при правительстве Януковича избиратели не оказали регионалам решающего доверия. Да, Восток и Юг по-прежнему за них, а Север и Запад - за "оранжевых". Но БЮТу удалось расширить свою базу поддержки почти на 10 % - в основном за счет территории регионалов, плюс НУНС смогла ничего не потерять. Донецкий и крымский, харьковский и одесский избиратель начал одновременно разочаровываться в регионалах и требовать от них большего. Рейтинг регионалов застыл. Ответить на вызов времени партия Януковича не смогла, а "оранжевые" смогли. Потому они и будут формировать будущее правительство - и это совершенно очевидно.

Согласие регионалов уйти из правительства и передать власть вновь "оранжевым" блестяще доказывает сложившийся де-факто консенсус - у власти те, у кого большинство в парламенте. Правительство формируется по результатам выборов, подотчетно обществу и готово в любой момент уйти. Менее чем за три года на Украине поменялось три кабинета - Тимошенко, Еханурова, Януковича, а теперь вот снова готовиться придти к власти леди Ю.

Но не стоит строить иллюзий сторонникам "оранжевых". То, что союз между Тимошенко и Ющенко - тактический, понятно априори. Впрочем, мы уже писали о том, что коалиция БЮТа и "Нашей Украины" недолговременна, еще в начале 2005-го, когда был сформирован первый "оранжевый" кабинет. Если Тимошенко становится премьером (а все идет к тому), то скандалы, конфликты, отставки будут неотъемлемой чертой ее правления почти с самого начала. То, что она пойдет на президентских выборах 2009-го года против Ющенко, если тот захочет выставляться, также очевидно. У каждого из них свои интересы. Можно даже предположить, что президентскую избирательную кампанию Тимошенко встретит снова в оппозиции, а правительство будет возглавлять некая техническая переходная команда.

Уже сегодня предложения БЮТа по переводу всей армии на контрактную основу с 2008-го года или возвращение в ближайшее время вкладов в Сбербанке встречают решительное возражение как со стороны президентской команды, так и со стороны НУНС. Впрочем, это и есть демократия в действии. Никто не является полновластным владыкой, никто не может претендовать на владение истиной или абсолютной властью. Кстати, постоянная смена правительств отнюдь не отражается на экономике, напротив, без нефти и газа Украина показывает почти такие же темпы роста экономики, как и Россия. Бизнес даже заинтересован в том, чтобы правительство не было чрезмерно сильным и не могло оказывать на него излишнее давление.

Но вернемся к соглашению БЮТ и НУНС. Из двадцати трех высших постов в правительстве, одиннадцать переходят к БЮТу (в том числе премьерский), остальные - НУНСу. У Тимошенко - весь финансово-экономический блок. Силовые ведомства остаются фактически у президента. Также объявлено о принципах дележа портфелей в парламенте и об учете интересов оппозиции. Впрочем, не стоит, забывать, что подобное соглашение "оранжевые" подписывали и летом прошлого года, после чего последовало... утверждение правительства Януковича.

Кстати, Высший административный суд Украины запретил опубликовывать официальные результаты парламентских выборов до рассмотрения по сути иска Коммунистической партии Украины о непризнании их итогов. А в суде лежат всего четыре таких иска. Так что формирование коалиции будет весьма и весьма проблемным.

Кроме того, впереди - внесения изменений в Конституцию, которых требует Ющенко, но взгляды на которые у него существенно расходятся с Тимошенко, и каковые невозможны без согласия регионалов. А это в совокупности - хороший повод для нового полномасштабного политического кризиса.

Пока остается в стороне от дележки портфелей Владимир Литвин. У "оранжевых" есть в запасе три лишних голоса, чтобы формально обходиться без него. Можно предположить, что Литвин ждет своего часа, который настанет как только у коалиции появятся первые проблемы, и первые раскольники, вот тогда-то понадобятся голоса его блока, и тогда-то он сможет стать тем козырем, который нужен всем.

Подведем итоги. А они таковы:

победитель выборов - "оранжевые", а, точнее, Тимошенко;

на Украине - реальная многопартийность со сложной, постоянно меняющейся конфигурацией;

впереди у страны, вплоть до президентских выборов, перманентная и ожесточенная политическая борьба;

хотя вектор развития Украины определен, до внутреннего согласия еще далеко.

http://www.novopol.ru/article29057.html

19 октября 2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован