Эксклюзив
02 июня 2010
13991

Леонид Сумароков `Инновации и нанотехнологии. Направление главного удара. (Штрихи к информации о Санкт - Петербургском научном центре Нобелевского лауреата Жореса Алферова)`.

Начну с краткого описания внешне, казалось бы, не столь примечательного и относительно малоизвестного события. Речь пойдет о мероприятии под названием "Последний звонок", которое состоялось 25 мая 2010г в академическом научном Центре академика Алферова, а точнее его составной части - Лицее. Академику, ради участия в нем, пришлось даже задержать свой отъезд на высокую важную встречу в Москву по поводу создания и развития под его руководством известного научного Центра в Сколково. Выдающийся ученый и педагог сидит в первом ряду рядом с директором Лицея Ивановым и наблюдает номер за номером театрализованное представление, подготовленное учениками и преподавателями, посвященное очередному выпуску. В зале, где собрались сами выпускники, их родители и гости, естественно, царит приподнятая атмосфера. Юные одухотворенные лица счастливчиков, которым удалось обучаться в Центре их кумира - самого академика Алферова. Какой разительный контраст по сравнению с иными персонажами из ТВ фильма "Школа", некой экзальтированной особы с необычной фамилией, угодившей таки, как передали СМИ, в конце концов (и кажется вполне логично), в психушку. Ну, а с алферовскими ребятами все ясно, это наше будущее. И есть убеждение, что, почти наверняка, все они посвятят себя служению науке и творческой работе в области инноваций. Дай-то Бог.

Академик, следуя еще петровским традициям основателя нашей северной столицы и наставлениям своих великих учителей начала прошлого века (в частности, знаменитого академика Иоффе), сумел передать и привить своим питомцам веру в необходимость работы по развитию страны на основе научно-технического прогресса. Еще один подобный пример, понятно, со своей концепцией и спецификой, известен мне из деятельности академика Е.Велихова в его учебно-научном Центре в Переславле Залесском, где принимают участие многие другие ученые, например, чл.-корр. Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН А.Кулешов.

Вместе со своим коллегой и другом членом-корреспондентом РАН Михаилом Дубиной пристроились неподалеку от Жореса Ивановича. Молодой талантливый ученый (ему нет еще и сорока) - ученик Алферова. Кстати сказать, специалист в области нанотехнологий и молекулярно-генетических технологий, применяемых в физиологии и медицине. Один из ведущих ныне ученых с мировой репутацией и новаторским подходом в области понимания природы и борьбы с раковыми заболеваниями. Здесь позволю себе небольшое отвлечение. По дороге к Алферову проезжаем мимо Центра им. Р.М.Горбачевой. Говорю своему другу, что мне в свое время, особенно в начальный период переезда с мужем в Москву, довелось ее знать, и я даже писал о том, что эти контакты производили на меня большое впечатление. Неожиданно Михаил подхватывает тему, говорит, что ему пришлось принимать определенное участие в создании Центра детской гематологии и трансплантации им. Р.М.Горбачевой. Еще сказал, что с учетом нынешних, более поздних достижений науки, вероятнее всего, ее можно было бы вылечить...

Но возвращусь к упомянутому мероприятию. Исподволь наблюдаю за академиком. Признаю, особых эмоций на его лице почти не углядел, разве что поощрительные улыбки. Все шло как бы по заранее предвиденному им плану: доброжелательно, точно и расчетливо. Сбылись его давние высокие амбициозные планы. Наверное, мудрый общественный деятель и корифей науки, примерно так себе и представлял появившийся и реализованный теперь уже более десяти лет тому назад, сценарий проведения подобных мероприятий.

А теперь несколько слов о Петербургском академическом Центре в более общем плане. Его полное официальное название Санкт-Петербургский академический университет - научно-образовательный центр нанотехнологий Российской академии наук. Он был создан как научно-образовательный центр Физико-технического института ФТИ РАН им. А.Ф.Иоффе в 1997 году в целях интеграции и взаимного обогащения науки и образования в области физики и информационных технологий. Инициатором организации был директор ФТИ, вице-президент РАН академик Ж.И.Алферов. Тогда же он и возглавил Академический университет и продолжает руководить им в настоящее время, являясь его ректором. В основе идеи - интеграция, как непременное условие эффективного совместного существования науки и образования. И вот в Научно-образовательном центре объединяются в едином комплексе научно-исследовательские лаборатории, университетские кафедры и лицей "Физико-техническая школа"; о знаменательном событии в жизни последнего речь как раз и шла в начале публикации.

Не стану здесь повторять содержательного описания, представленного в специализированном издании, подготовленном ведущими сотрудниками Университета, о структуре и направлениях деятельности его основных подразделений. Желающие могут найти их в Интернете. Я же остановлюсь здесь лишь на некоторых общих местах. Прости меня читатель! Пользуясь всего лишь штрихами, которым я пытаюсь передать жизненную установку и путь великого ученого и замечательного человека Жореса Алферова, я понимаю, что во многом заранее обречен на неудачу. Это выше моих возможностей. Помню, прочел как то такую мысль у почитаемого мной писателя Даниила Гранина, взявшегося описывать российского царя Петра Первого. Он хотел посвятить свою книгу великому новатору не как государственному деятелю, а как человеку. Столкнулся с трудностью, признав на каком-то этапе, что перестал его понимать и вдруг осознал, что именно это как раз хорошо. Парадокс, но именно так, по его мнению, и рождаются наиболее глубокие и рельефные описания персонажей со всеми противоречиями человеческого характера. Я же, образно говоря, "перелопатив" немало публикаций о деятельности Алферова, быстро понял, что мне наверняка пришлось бы столкнуться с теми же трудностями, если бы попытался углубиться в эту тему. К тому же есть достаточное количество людей, которые могут это сделать гораздо лучше меня.

Для меня же, ныне журналиста, помимо прочего, академик - коллега, член Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН, в котором состою также я. А современные информационные технологии, включая смысловой поиск информации в дистанционном режиме с использованием спутников связи в крупнейших тогда компьютерных базах данных - это как раз то, чем мне довелось заниматься вместе со своим коллективом еще в семидесятые и восьмидесятые годы. Сегодня звучит как курьез, но само это понятие тогда только пробивало себе дорогу. Помнится, даже пришлось выдержать критику со стороны ни много, ни мало руководства Управления информации ГКНТ СССР по поводу правомерности использования этого понятия и термина. И это не единственный пример подобных курьезов. Магического понятия "Интернет", которое подобно заклинанию в арабских сказках "сим-сим, открой дверь", позволяло бы преодолевать бюрократически препоны, тогда просто не существовало. И порой было трудно отвечать на вопрос и объяснять: "а чем вы это там занимаетесь и чего ради расходуете народные деньги?". Лишь позднее все встало, как говорится, на свои места, и сегодня уже само высшее руководство всячески старается стимулировать инновации.

Здания Академического университета - современный тщательно продуманный при его создании комплекс, на Западе подобные образования называют кампусами. Они оборудованы всем необходимым для проведения учебных занятий, научных конференций, исследовательской работы, занятий спортом и отдыха. Основные подразделения Академического университета: -Центр нанотехнологий; -Центр высшего образования и Центр общего образования.

В своей статье «Академия наук, которую мы теряем», опубликованную еще в 2006г, академик Алферов говорит, в частности, следующее (далее приводится развернутая выдержка из его публикации): «Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что на самом деле Российская академия наук представляет собой уникальную организацию, которая полностью соответствует необходимости развития и науки, и образования, и инновационной деятельности. Академические институты в области естественных наук и приложения, так сказать, представляют собой важнейшие научные центры, которые полностью соответствуют исследовательским центрам американских университетов. И часто американцы завидовали нам, как поставлена эта работа в СССР. Единство науки и образования требует настоящей интеграции академических институтов и университетов. И я об этом говорил еще в 1989 году, выступая на съезде народных депутатов СССР. Наверное, в ряде случаев нужно передавать научно-исследовательские институты тому или иному университету, иногда это должно и нужно делать. Наверное, нужно передавать те или иные учебные заведения, особенно на стадии магистратуры и аспирантуры в Академию наук. И это тоже нужно делать. Но это нужно делать, как говорится, совершенно конкретно, совершенно с реальными целями. И мы это можем сделать, вообще говоря, при условии, что не запрещено законодательством Российской академии наук заниматься преподавательской деятельностью. Эти поправки вашим покорным слугой подавались много раз. И обычно, получая отрицательное заключение правительства, далее не рассматривались».

И вот тут позволю себе сделать, думаю, неожиданное для читателя еще одно отвлечение, может быть, не совсем обычное для публикации с подобным замыслом и наименованием. Страна теперь в известном смысле на перепутье, или на "развилке" в "гайдаровском" понимании этого термина рано ушедшего, но во многом в идейном плане неприемлемого мной ее автора. Ну и что? Куда идти дальше после катастрофических революций взлетов и падений, доставшихся путем колоссальных оправданных и неоправданных жертв? Что думает молодежь, ради которой, наверное, мы и живем, но уже не болтаем, там наверху, что нынешнее поколение будет, дескать, жить при коммунизме? Добро бы кому-то на том уровне, сформулировать эрхардовский принцип, отраженный в его замечательной и очень искренней знаменитой книге "Благосостояние для всех". Именно для всех, а не только для узкой прослойки в определенной децильной группе.

Мне, как и другим, приходится общаться со многими представителями нынешнего поколения, в том числе молодыми людьми. И вновь повторю: ну и что? Они-то как себе представляют наше будущее, к чему стремятся? В основном хорошие, светлые и очень умненькие ребята, я так хорошо знаю таких по МИФИ, где преподавал многие годы. Говорю с ними и с людьми постарше на разные темы, но, когда разговор касается внутренней политики, чувствую, что они, порой, не особенно четко понимают и тем более формулируют, о чем идет речь. Образно говоря, во многих головах - "каша". Именно каша, и это выясняется довольно быстро после первых нескольких фраз... Но м.б. я чересчур строг и требователен? Не знаю. В каком обществе мы сегодня живем и на какой его стадии находимся? Должен признать, мне и самому тут далеко не все понятно. Нужны новые идеи, а может быть и понятия, в том числе в отношении определения и перспектив нашего нынешнего общества. Ясно одно: путь развития, в основе которого эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов и олигархический капитализм это - тупик. Нужны инновации и модернизация на базе достижений науки. Но одновременно нужна и новая социальная стратегия и политика, в том числе предполагающие высокую ответственность новых собственников, получивших ее фактически задарма от бывшего владельца. Не станем скрывать, ухватив при этом наиболее лакомые куски, но отнюдь не всегда разделяющих свою ответственность с государством перед обществом.

И здесь я опять обращаюсь еще к одному замыслу академика Алферова. Речь пойдет о научно-образовательном лектории в рамках Научно-образовательного центра при Санкт-Петербургском академическом университете, предназначенном для повышения уровня знаний нашей молодежи в области как естественных, так и гуманитарных наук.

Идея создания Научно-образовательного лектория, в основном для научной молодежи, принадлежит опять же академику Алферову. Замысел, казалось бы, и не совсем нов, взять хотя бы известный опыт работы общества "Знание". Но когда, наконец, удалось собрать под одной крышей и школьников, и студентов, и ученых, появилось новое качество, и алферовская идея блестяще реализовалась. Наверное, в совокупности это и есть важная составная часть того банка знаний, о котором говорится уже много лет. За десятилетие с 1999 по 2009 годы с лекциями выступили около ста признанных российских и иностранных деятеля: ведущие ученые, представители культуры и политики, а всего было прочитано более 130 лекций. Вот названия только некоторых из них: "Прощание с ХХ веком" (академик Алферов); "Живой мозг человека. Как его изучают" (академик Бехтерева); "Музеи в ХХ веке" (директор Эрмитажа Пиотровский); "Ген и генетика" (член-корр. РАН Инге -Вечмотов); "Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле" (проф. С.Капица); "Ядерное оружие: прошлое и настоящее (проф. Хэлловей); "Психоанализ современности" (проф. Решетников); "Космонавтика: прошлое и настоящее" (академик Черток); Россия в современном мире" (академик Примаков); "Стратегия развития экономики России (академик Глазьев); "Будет ли Россия процветающим государством?" (Предс. Госдумы в 2003г Селезнев); "Теория стоимости - фундамент экономической науки" (член-корр. РАН Вальтух); "Энергетическая безопасность - один из приоритетов ХХI века" (экс Премьер России Черномырдин); "Системная биология" (академик Скрябин"); "Физические поля и излучения человека: новые методы медицинской диагностики" (академик Гуляев); "Проблемы современной компьютерной архитектуры" (член-корр. РАН Бабаян); "Нанотехнологии: вчера, сегодня, завтра" (академик Алферов); "Наука и политика: Россия, Германия и Соединенные Штаты" (проф. Джозефсон).

После короткой беседы, прощаюсь с академиком, который дружески жмет мою руку. Ощущение, что опять судьба благосклонно подарила мне встречу с ярким человеком и надеюсь на новые контакты впереди.

Журналист, член-корр. АН СССР (1984), РАН (1991) Леонид СУМАРОКОВ.
Санкт-Петербург.

PS. СМИ сообщают, что в августе с.г. Президент Дмитрий Медведев утвердил состав консультативного научного совета некоммерческой организации `Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий`. В состав совета вошли известные российские и зарубежные учёные. Сопредседателем Совета утвержден академик Алфёров Ж.И. - вице-президент Российской академии наук. В состав Совета вошли также член-корр. РАН, профессор Дубина М.В. - проректор и заведующий лабораторией Академического университета - научно-образовательного центра нанотехнологий РАН, а также член-корр.РАН, директор Института проблем передачи информации, член-корр. РАН, профессор А,П,Кулешов.


www.viperson.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован