16 сентября 2015
2627

Константы бытия

         Cегодня в моде - быть «креативным», т. е. выдумывать новое, оригинальное, ни на что не похожее. И такая мода заслуживала бы самой высокой оценки, если бы не одно «но…»

         Очевидно, что человек способен выдумать и сотворить самые разные, в том числе, и прямо противоположные вещи. Греческий скульптор Агесандр «выдумал» и изваял прекрасную статую Венеры Милосской. А житель греческого города Эфес Герострат придумал и реализовал план совершенно иного характера – поджег архитектурный шедевр, храм Артемиды Эфесской. К сожалению, с «придумками» («креативностью») второго рода наше общество сегодня сталкивается едва ли не каждом шагу. Достаточно вспомнить о множестве хитроумных финансовых махинациях, о поистине изумительных по замыслу и исполнению грабежах, обманах и др.

Да, вероятно, пушкинский Моцарт прав: «гений и злодейство есть вещи не совместны» - Но правоту Моцарта можно признать только при условии, если под «гением» иметь в виду способность не ко всякой креативности, а лишь к позитивному творчеству, т. е. связывать понятие «гений» с искренним стремлением к созиданию добра. Однако  (если исключить случаи намеренного злодейства), -  отличить творчество от антитворчества окажется задачей весьма непростой.

ТВОРЧЕСТВО КАК ТВОРЧЕСТВО СМЫСЛА

Надо, прежде всего, учесть, что способность быть человеком есть способность быть не равным своей деятельности. Иначе говоря, человек превосходит то, что он совершил. Человеческие способности потенциально безграничны. Это значит, что человек есть универсальное существо. Он открыт для новых свершений и нет принципиальных ограничений для изобретения все новых и новых видов деятельности и овладения ими. Принципиальная безграничность человека лежит в основе динамики его бытия. Следовательно, творчество выступает наиболее адекватной формой существования человека.

         Творчество не следует путать или отождествлять с борьбой. Если вдуматься в смысл понятия борьбы, легко убедится, что она есть перераспределение данного, наличного, ведь сама по себе борьба ничего не рождает. Она не привносит в мир ничего позитивного, не обогащает его. Отождествление творчества с борьбой неправомерно возвеличивает борьбу. Оно настраивает на непрерывную конфронтацию. Такое отождествление нанесло и продолжает наносить серьезный ущерб нашему обществу.

 Творчество часто существует в “поле” борьбы, которая, как правило, разгорается вокруг нового изобретения, открытия или проекта. Но очевидно, что это борьба именно “вокруг” и “по поводу”, но не само творчество. В идеальном варианте следует продумать процесс внедрения нового так, чтобы по возможности избегнуть конфронтации. Нередки случаи, когда неверный путь внедрения, провоцирующий ожесточенное сопротивление, приводил к блокированию позитивной идеи на долгое время.

Сказанное не отменяет того, что творчество по своей сути всегда есть “непослушание”. Согласно Н. Бердяеву, оно противоположно послушанию. Это значит, что творчество всегда есть некоторый вызов. Это вызов устоявшимся представлениям, взглядам, институтам. Оно требует духовной твердости и мужества. Конечно, творческая деятельность, как правило, требует затрат умственной и физической энергии, подчас немалых. Однако важны не сами по себе затраты труда, не сам труд, а его смысл. Творец обогащает окружающий мир и самого себя новыми смыслами.

 Так, архитектор или строитель, застраивая или перестраивая жилой район, изменяют городской ландшафт. Они придают ему новый смысл, новый порядок, новую структуру, новую конфигурацию. Они насыщают его определенными символами. Созданное (помимо своего непосредственного функционального назначения) будет рождать определенные настроения, воздействовать на духовный строй людей.

Мастер художественной фотографии вообще ничего не преобразует в окружающем мире. Но его деятельность будет творческой, если он нашел неожиданный ракурс, обратил внимание на характерную деталь, если его произведение заставляет задуматься над тем, что порой на первый взгляд кажется привычным. Иначе говоря, если он придал известному неизвестный ранее смысл.

Следовательно, творчество не следует связывать с безудержной жаждой преобразования  внешнего мира - природы и общества. Напротив, следует задуматься над тем, какие смыслы мы породим своей деятельностью, какие чувства, мысли и настроения будут пробуждать наши произведения. «Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовётся,» - сказал поэт. Но мы обязаны предугадывать, ибо оно непременно отзовется в сердцах людей – отзовется добром или злом.

ТВОРЧЕСТВО КАК ПУТЬ ЖИЗНИ

Очевидно, что творчество невозможно без индивидуальных усилий. Оно всегда индивидуально-личностно. Русский философ Василий Розанов писал, что  «в отличие от животного человек в индивидуальности своей несет свой существенный особый смысл; в ней же лежит родник всякого духовного творчества». Поэтому человек «приносит нечто новое в мир, всегда не общим, что есть у него с другими людьми, но исключительным, что принадлежит ему одному».

Чтобы принести новое, нужно суметь освободиться от принудительного и обязывающего воздействия привычных представлений в самом себе. Нужно стать духовно свободным. Приобретенные знания и навыки не должны висеть тяжким грузом, мешающим произнести новое слово. Нужно суметь сказать “нет” себе прежнему. Отрицание того, к чему привык и с чем свыкся, отрицание рутины собственного бытия - необходимый элемент творческого процесса. 

В творчестве происходит саморазвитие человека, расширение и обогащение его духовного мира. В этом состоит парадоксальная природа творчества. Кажется, что в творчестве человек отдает себя вовне, другим людям, обществу. Это действительно так. Но одновременно происходит духовное обогащение творца. Творческий акт не может происходить за счет убывания сил творящего. Иначе творческий акт превратился бы в духовное истощение. Значит, творчество это не только отдача, но и приобретение. Конечно, творческая деятельность, как правило, требует затрат умственной и физической энергии, подчас немалых. Однако (как отмечалось) важны не сами по себе затраты труда, не сам труд, а его смысл. Творец обогащает новыми смыслами не только окружающих, но и самого себя.

Что значит «обогатить себя новыми смыслами»? Это значит, что творчество в своей глубине есть не что иное как жизнетворчество, творчество своей жизни. Иначе говоря, это творчество самого себя, построение собственного «Я», выстраивание своей жизни, своей биографии. «Стань самим собой!», - призывал Ф. Ницше. Длящееся всю жизнь становление, т. е. поиск своего «Я», - таков путь жизни человека. И этот путь и есть то, что может быть названо творчеством. Это путь обретения подлинной (а не мнимой) индивидуальности.

Если речь идет о художнике (всяком человеке творческой профессии), то можно сказать, что «жизнь художника – есть его главное творение». Ибо, если он постоянно работает над произведениями, рождая и воплощая свои замыслы, переходя к новым, он, тем самым, проживает особую, свою, ни на чью не похожую, жизнь.

Индивидуальность это ведь не то, что дано нам при рождении: линии тела и лица, и даже не психические задатки. Такого рода индивидуальные особенности могут быть объединены в определенный класс, подведены под определенный тип. Но «принадлежность к типу есть конец человека», - писал Б. Пастернак. Мы представляем интерес и для себя, и для других – «лица не общим выражением» - не внешним только, но главное - глубоким, внутренним. 

КОНСТАНТЫ БЫТИЯ

Говоря о пути жизни как длящемся становлении индивидуальности, нельзя забывать о том, что человек живет среди людей, живет в обществе. В общем случае, тезис об обретении индивидуальности, конечно, не отрицает, а предполагает сотрудничество и солидарность. Однако нельзя оставить без внимания вопрос, имеющий принципиальное значение.

Этот вопрос состоит в следующем: имеются ли в жизни человека прочные константы, вневременного характера, без которых эта жизнь не возможна? Или же все целиком и полностью зависит от времени, от эпохи, от социальных условий, а человеческое творчество не знает никаких ограничений?

Философия ХХ века, в лице таких влиятельных направлений как феноменология, экзистенциализм, персонализм и др. пришла к выводу, что такие константы существуют. Так же как в космосе существуют константы постоянства скорости света, гравитационная постоянная, постоянная Планка и др., так и в человеческой жизни есть константы, на которых она основана, и без которых она превращается лишь в подобие жизни, в действительности трансформируясь в небытие. Константы человеческой жизни связаны не только с понятием свободы («человек обречен быть свободным»), но и с ответственностью, с выбором («тревога» - К. Ясперс, «забота» - М. Хайдеггер, «тяжесть» - Н. Бердяев), с творчеством.

Человечество не может забыть, -  не имеет морального права забыть, - о таких константах как справедливость, милосердие и сострадание, о заповедях «не убий», «не укради», о том, что семья это любовный союз мужчины и женщины (а не псевдо-союз однополых).  И, конечно, к числу таких констант относится любовь.

ЛЮБОВЬ

«Не страшно, если вдруг тебя разлюбят./ Куда страшней, когда разлюбишь ты…». Это слова одной из песен, популярных в советский период. В них ярко подчеркивается важность любовного отношения к миру, к жизни, причем, важность такого отношения для самого человека: тепло любви согревает не только того, кого любят, но, в первую очередь, - того, кто любит. Впрочем, эту мысль находим у древнегреческого философа Платона: «любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом». Очевидно, что для полноценного бытия важно присутствие любви в самом существе человека, его способность любить.

Не будет преувеличением утверждать, что для отдельного человека утрата способности к любви равнозначна утрате способности жить. В общественном смысле исчезновение любви (если люди изгонят любовь из своих сердец по недомыслию или под воздействием идей модного теоретика) приведет к физическому исчезновению данного общества, к его физическому вымиранию. Это, к сожалению, не преувеличение.

Общественные отношения, начисто лишенные любви, элементов межличностной симпатии, выродятся либо в лишенный всякого порядка хаос, либо – в нечто механическое и бездушное, в котором человеку будет отведено лишь место безликого винтика общественного целого.

Безлюбовность, холодная отстраненность человека от человека, конечно, не исключают процесса детопроизводства. Произвести ребенка на свет можно и без всякой любви, а сегодня (с учетом научных достижений) и вообще, - без полового контакта.

Но, в атмосфере безлюбовности, нельзя вынянчить ребенка, нельзя его воспитать. Охваченная духом безлюбовности, мать способна выкинуть новорожденного на помойку, хладнокровно опустить его в мусоропровод... Она останется матерью только в химико-генетическом смысле, но не станет ею даже в биологическом, в животном смысле, ибо животные оберегают, кормят и воспитывают своих детенышей. Холодная отстраненность означает ожесточенную «войну всех против всех», в том числе, родителей против детей, детей против родителей, мужчин против женщин, женщин против мужчин.

С точки зрения голой утилитарности,  мужчина и женщина абсолютно не нужны друг другу. Каждый нормальный мужчина и каждая нормальная женщина вполне могут обеспечить себя всем необходимым, включая и удовлетворение сексуальной потребности, обходясь при этом без всякой любви.

Поэтому будет не лишним напомнить, что отношение к человеческой жизни как к ценности высшего порядка, вообще представляет собой один из краеугольных камней, лежащих в основе общественной жизни. Утрата отношения к жизни человека как к ценности чревата самыми серьезными последствиями. Такая утрата есть явление, названное Э. Фроммом «некрофилией» - патологическим стремлением к разрушению жизни.

Однако рассмотрение общества в качестве формы жизни предполагает также  ценностное отношение и к тем общественным связям и отношениям, которые определяют целостность, самоорганизацию и развитие общественной жизни. Способность живых существ к размножению является не более чем предпосылкой продолжения жизни.  Основой же сохранения и продолжения жизни является любовь.

Рискну утверждать, что любовь составляет самую седцевину жизни – жизни общества и человека как биологического и социально-культурного существа. Отсутствие любви равнозначно прекращению жизни, прекращению человеческой истории как социально-культурной преемственности поколений.

 Для продолжения жизни любовь важна не менее чем наличие воздуха, воды и хлеба. Поэтому выражение «не любить – значит не жить»  - не только поэтическая метафора. В свете трагического опыта человечества его следует рассматривать как серьезнейшее предупреждение, имеющее самый прямой, самый буквальный смысл: без любви все живое обречено на вымирание.

 Возвышая человека над животным царством, любовь, вместе с тем, соединяет человека со всем живым, с тем, чье существование  есть жизнь.

«Я возвращался с охоты и шел по алее сада. Собака бежала впереди меня.
       Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
       Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.


       Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
       Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!


       Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
       Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
       Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
       Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.


       Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

 

(И. С. Тургенев. Воробей. Стихотворение в прозе.)

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован