29 сентября 2003
2485

Итоги международного форума монголоведов и буддологов.

24 сентября международный форум монголоведов и буддологов перешел в свою самую интересную и содержательную фазу. Началась работа по секциям, а это живое общение, дискуссии, споры.
Заседание секции "Значение и роль буддизма в цивилизованном пространстве современной культуры" началось с выступления зав. кафедрой философии и социологии Санкт-Петербургского госуниверситета, доктора философских наук, профессора Константина Пигрова. В своем докладе он сопоставил западную традицию ведения дневников и буддийское самопознание. По мнению философа, в ведении дневника есть элемент отчужденности, присущий буддийской философии. Люди, доверяющие свои мысли дневнику, подобно медитирующим, пытаются постичь мир, познавая себя, "Дневник есть форма индивидуального достижения свободы", - считает ученый.
В докладе Уполномоченного по правам человека в РК, доцента КГУ ВладиславаСависько прозвучала мысль о том, что Будда в своей теории "О четырех благородных истинах" впервые выразил главнейшую социальную потребность человечества - потребность социального равенства и справедливости всех людей, независимо от общественного и материального положения, разницы их мировоззрений.
Кандидат исторических наук, старший преподаватель КГУ Мерген Уланов выступил с докладом на тему "Русские писатели конца XIX - начала XX веков о буддизме". Молодой ученый поведал об увлечениях буддизмом Толстого, Бальмонта и Бунина. В частности, он рассказал интересную историю о том, как произошло первое знакомство Толстого с представителем буддийской традиции: "Он (Толстой) был студентом и лежал в казанской больнице вместе с бурятским ламой. Писатель узнал от ламы, что на того напал разбойник и нанес ему ранение, при этом лама не оказывал сопротивление грабителю, а,закрыв глаза, читал молитвы и смиренно ждал своей участи. Этот случай произвел на Толстого такое сильное впечатление, что он навсегда проникся глубоким уважением к буддизму". Имя ламы история не сохранила, однако, по мнению Уланова, им могбыть Галсан Гомбоев - бурятский священник, преподававший в то время в Казанскомуниверситете.
Тема влияния буддизма на писателей XX века была продолжена вовторой секции "Взаимодействие буддизма с религиозными конфессиями в мире, России и Республике Калмыкия". Старший преподаватель КГУ, известная поэтесса Римма Ханинова в докладе "Буддийские мотивы диалога Запад - Восток в русской литературе XX века" проанализировала повесть Всеволода Иванова "Возвращение Будды", одноименный роман Гайто Газданова и роман Виктора Пелевина "Чапаев и Пустота". По ее мнению, "все три произведения манифестируют доминирование восточного в диалоге Восток - Запад, близость русской ментальности восточной, предпочтение буддийской философии и религии и отчуждение от христианской или попытку преломления чужого в свое".
Один из самых молодых участников конференции Андрей Хуралов акцентировал внимание коллег на вопросах развитии и реализации социально-политическойконцепции буддизма в тибетской и монгольской традициях, отмечает Бумбин орн.
Доцент кафедры философии Киевского национального лингвистического университета Галина Гиденкорассказала об истории распространения буддизма в Украине. По ее словам, это учение пришло в их страну в XVIII веке, предположительно из Бурятии. Однако основным буддийским этносом был калмыцкий. Дело в том, что в те годы украинские власти с удовольствием привлекали калмыцкие военные отряды в качестве наемников. Впоследствии на территории Украины появились массовые поселения калмыков, которые и стали основными носителями буддийской культуры. Гостья из Украины сообщила о том, что в настоящее время буддизм становится у них все более популярен: "Дело в том,что у нас сейчас между христианскими конфессиями идет серьезная вражда, борьба за место в политике Украины. Буддизм очень толерантное, мягкое и доброжелательное учение. Этим он привлекает. Что характерно, буддизм в Украине исповедуют не только этнические буддисты - буряты, монголы, калмыки, которые тоже составляют часть украинского населения. Буддизм, может, не как религия, а как философия становится популярным в среде украинской интеллигенции".
Выступление старшего преподавателя кафедры философии и культуры Востока Санкт-Петербургского госуниверситета Андрея Парибока запомнилось чрезвычайно доступной формой подачи. "Некоторые аспекты актуальности буддийского философского наследия" были изложены коротко и ясно. По мнению докладчика, сейчас, когда на Западе становится популярной сфера "психической культуры", буддизм становится особенно востребованным. Буддийская традиция может очень много дать в этой области. В частности, европейская философия может многому научиться у буддизма в форме подачи мысли. Здесь философ на примере "четырех благородных истин" показал отличие буддийского мировоззрения отзападного. "Будда - инженер - феноменолог", - так закончил Парибок свое выступление.
Не менее интересно и увлекательно проходила работа в секциях монголоведов. "Круглый стол" под названием "Традиционная культура, религия и история монгольских народов в центральноазиатском контексте" проходил под председательством доктора исторических наук Натальи Жуковской.
Здесь было представленотри типа докладов: исторические, этнографические и буддологические. Кроме этого, была еще одна группа докладчиков, которых Жуковская назвала "чайниками", поскольку в их материалах речь шла о чае и традициях чаепития в культурах разных народов. К слову, "чайником" оказалась и сама профессор Жуковская, сложившая настоящую оду монгольскому чаю, самому любимому ее продукту, как она сказала.
Старший преподаватель факультета калмыцкого языка и литературы КГУ Бадма Амулакова, выступившая в роли гостеприимной хозяйки за "круглым столом", с помощью своихстуденток и домашних заготовок наглядно продемонстрировала, как правильно заваривать и пить калмыцкую джомбу. Чайная церемония по-калмыцки, надо сказать, произвела сильное впечатление даже на бывалых ученых-этнографов, не раз участвовавшихв экспедициях в монгольских степях и знакомых со вкусом молочного чая. По поводу происхождения термина "джомба" и традиции у калмыков добавлять в нее мускатныйорех даже разгорелась небольшая научная дискуссия. Ученые предположили, что, скорее всего заморская пряность в калмыцкие степи попала из Индии с караванами купцов и буддийскими паломниками.
С интересом был выслушан доклад профессора из Монголии С. Дулмыы, которая поведала о древнем племени сартуулов, выходцев из Средней Азии. Их появление на территории Монголии восходит к до-чингисхановскому периоду, и, как и у всех кочевников, судьба их была весьма драматичной. В настоящее время эта этническая группа полностью ассимилировалась с халха-монголами.
Другой монгольский ученый Н.Сухбаатар представил сравнительный анализ письменных источников об историй дербен-ойратов и познакомил с новыми переводамитекстов об этом с "ясного письма" на монгольский. Как отметили его российские коллеги, эти исследования представляют большой научный интерес.
В числе участников заседания было немало молодых кандидатов наук и соискателей этой ученой степени. Так, доклад Татьяны Шараевой, аспирантки Института этнографии и антропологии РАН, был посвящен проблеме изучения маркеров рода "ольгцг" как элемента свадебного обряда в культуре калмыков. Другой аспирант этого института Бембя Шантаев выступил с довольно неожиданной для будущего ученого мужа темой "Родильные обряды бурят и калмыков". Его научный руководитель Наталья Жуковская по этому поводу в шутку отметила, что, по всей видимости, в научном мире грядет гендерная революция: ученые-мужчины будут "копошиться" в подобных, традиционно женских темах, предоставив возможность своим очаровательным коллегам заниматься серьезными иглобальными исследованиями.
В целом общение за круглым столом получилось весьма плодотворным, доклады были содержательными, глубокими и познавательнымидля ученых разных профилей.
Окончательные итоги были подведены на совместном заседании двух научных конференций "Буддийская культура мировая цивилизация" и "Монголоведение в новом тысячелетии". С заключительным словом от имени ученых-буддологов выступил зав. кафедрой истории философии Санкт-Петербургского педуниверситета имени А.И.Герцена, доктор философских наук, профессор Алексей Грякалов: "Мне кажется, что мы хорошо поработали. Все доклады были проблемно-ориентированные, возникали интересные дискуссии. Порадовало то, что на конференции были представлены разные поколения. Обобщая доклады, можно выделить три основные проблемы, затронутые в ходе работы: исследования фундаментальных проблем буддийской философии, соотношение российской культуры и культуры, ориентированной на буддизм, и буддизм современной цивилизации".
Ректор КГУ Герман Борликов отметил, что регулярные встречи ученых в Элисте будут продолжаться. В частности, такая возможность выдастся в 2004 году. Решено в Элисте провести международную конференцию, посвященную 200-летию первого издания калмыцкого эпоса "Джангар". Также конференция рекомендовала КИГИ РАН ускорить издание материалов конференции 1990 года, посвященной 550-летию "Джангара".

29.09.2003
www.regions.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован