07 мая 2008
2593

Евгений Примаков: `По эффективности наша экономика находится примерно на уровне западноевропейских стран в 1960-е годы`

Из выступления Президента ТПП РФ Е.М.Примакова на заседании Меркурий-клуба на тему: "Пути радикального повышения качества российской экономики. О стимулах и условиях резкого увеличения производительности труда" (29.04.08).


Основное достижение российской экономики в последние 8 лет - высокие темпы экономического роста. Сегодня главная задача - сделать этот рост устойчивым, перейти к новой модели развития, что не возможно без высоких темпов роста производительности труда и повышения конкурентоспособности отечественных отраслей и компаний.

Задача эта нелегкая. Тем более, что начинаем мы с очень низкой отметки. По оценке ИМЭМО РАН по эффективности наша экономика находится примерно на уровне западноевропейских стран в 1960-е годы, и Ю. Кореи - в начале 1990-х годов.
Низкие показатели производительности российских предприятий и компаний объясняются разными причинами. Главные - технологическая отсталость, устаревшее оборудование, низкая квалификация кадров. Кроме того, на показатель производительности труда влияют некоторые особенности организации производства. Так, за рубежом, как правило, значительная часть вспомогательных функций (ремонт, транспорт, энергетика и др.) выполняется специализированными компаниями и не входит в состав предприятий. Поэтому зачастую численность персонала на российских предприятиях относительно завышена именно по этой причине. Однако главной причиной отставания все же остается технический уровень производства.

В таких условиях, прежде всего, необходимо резко поднять объемы и темпы роста капитальных вложений, то есть увеличить норму накопления. В 2006 г. валовая норма накопления в России составила 18% ВВП, тогда как в Китае она была выше 43%, Индии 37% и даже в США достигала почти 20%. Поднять резко уровень производительности в нашей стране можно только при резком росте нормы накопления в основных секторах экономики.

Это должно быть сделано для коренной модернизации основных фондов. Учитывая, что оборудование нашей промышленности имеет в среднем 20-летний возраст, Россия отстает от передовых стран мира как минимум на три поколения.
Для радикального изменения технологической базы страны необходимо вывести из оборота старое советское оборудование (в промышленности его доля достигает 74%). Сделать это можно только через государственное вмешательство. А это - штрафные санкции за использование устаревшего оборудования, плата за фонды возрастом, например, свыше 10 лет, ускоренная амортизация для нового высокотехнологичного оборудования, освобождение от налогов части прибыли, идущей на инвестиции в активную часть основного капитала, развитие практики размещения государственных заказов на высокотехнологичных предприятиях и т.д.
Широкомасштабное стимулирование модернизации необходимо осуществлять через налоговые льготы на закупку технологического оборудования, в том числе по его импорту. Ныне уже существует освобождение от таможенных пошлин импорта высокотехнологичного оборудования, не производимого у нас в стране. ТПП России ставит вопрос о снятии с импорта такого оборудования НДС. Вместе с тем ТПП ставит вопрос о закупке такого оборудования за рубежом через "институты развития" и предоставление его в лизинг российским компаниям.

А теперь о системе подготовки трудовых резервов. Очевидно, что назрела реформа среднего профессионального образования. Здесь весьма интересен опыт Москвы. Сохраняя московские ПТУ в системе среднего образования, их переименовали в колледжи, провели перепрофилирование, укрупнение и переоснащение этих учебных заведений современными станками и оборудованием. Спрос на выпускников этих колледжей огромный.

Региональные власти, безусловно, должны организационно и финансово поддерживать процесс реформирования системы профессионального образования. О том, что на уровне регионов проще связать это с конкретными целями по подъему тех или иных отраслей и производств, мы убедились, заслушав на Президиуме ТПП доклад Чувашской Торгово-промышленной палаты о развитии рынка труда в Чувашии.
Возрождение профессионально-технических училищ также связано с уровнем обеспечения их общежитиями, поскольку в ПТУ поступают, как правило, иногородние студенты. Мы предлагаем предоставить компаниям и предприятиям возможность строительства жилья для своих рабочих за счет льготного финансирования и землеотвода без права коммерческой его перепродажи.
А теперь разрешите остановиться на проблеме перевода экономики на инновационные рельсы.

Важнейшей проблемой инновационного развития России является низкая заинтересованность бизнеса в проведении полного инновационного цикла - от проведения НИОКР до вывода на рынок новых продуктов и технологий. В настоящее время российские предприниматели вкладывают в НИОКР значительно меньше средств, чем их коллеги в западных странах. Для того, чтобы противостоять конкуренции на внешних и (все более открытом) внутреннем рынках, российской промышленности придется увеличивать инвестиции в НИОКР, развивать и улучшать свой исследовательский потенциал. Это не означает, что правительство должно ограничить свою деятельность по финансированию исследований. Небольшой прогресс в этом направлении есть. Однако до сих пор существуют отдельные проблемы инновационного развития, остающиеся вне государственного регулирования. Например, необходимо сокращение административных и налоговых издержек для инновационно активных предприятий. Особое значение приобретает содействие распространению новых технологий.

Не решены многие вопросы ежедневного функционирования инновационно активных компаний, особенно малых и средних. В их числе: подключение к инфраструктуре (сейчас за 1 кВт. электроэнергии малые предприятия платят до 100 тыс. руб.), изыскание помещений и земельных участков, согласование всех разрешительных процедур 30-40 ведомствами. Это общие проблемы малого среднего бизнеса, но для инновационных компаний они зачастую непреодолимы в силу особых условий развития. Малый инновационный бизнес должен получить и всемерную организационную поддержку и налоговые каникулы, по крайней мере, на какой-то переходный период.

При этом общая тенденция, исходя их мирового опыта, заключается в том, что по мере продвижения по инновационному пути развития участие государства в прямой поддержке инновационного процесса должна сохраняться, в формировании благоприятной среды - усилиться, а вклад бизнеса, в том числе финансовый - резко возрасти. Государство, естественно должно нести ответственность за выработку концепции и приоритетов инновационного развития, отвечающего общественным потребностям.


Источник: ТПП РФ
07.05.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован