04 февраля 2008
2965

Антон Данилов-Данильян: Непал или упал

РСПП оценил деловой климат России

Сегодня Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) соберется на очередной съезд, который проводится в рамках "Недели российского бизнеса", стартовавшей 31 января в Краснодаре. В повестке дня обсуждение делового климата в РФ. Климатологический доклад подготовлен фондом "Бюро экономического анализа" при поддержке Общественной палаты по заказу РСПП. Один из основных выводов авторов доклада: государство (как собственно госаппарат, так и система госуправления в целом) представляет реальную угрозу для частного бизнеса.

Имидж - ничто

Авторы доклада не поскупились на лестные эпитеты в адрес российской экономики: "международные рейтинги экономического состояния России улучшаются", "общий тренд инвестиционной политики регионов позитивен", "качество предпринимательской активности улучшается", "впечатляющие успехи в макроэкономической политике". Можно было бы предположить, что и деловой климат в России должен заслужить не менее высокие оценки. Но не заслужил. "Международные оценки экономических свобод остаются на низком уровне. Наибольшие опасения международного экспертного сообщества вызывают проблема коррупции и состояние гражданского общества в России, причем имидж нашей страны в этих сферах в последние годы значительно ухудшился", - отмечается в докладе. Авторы напоминают, что в СМИ и зарубежных аналитических изданиях представления о деловом климате страны остались на уровне Непала (по значительной части экономических индексов Россия входит в число 10-20% стран с наихудшими значениями показателей). Что, однако, не мешает иностранным инвесторам вкладывать средства в экономику, демонстрирующую стабильные темпы роста ВВП и потребительского рынка, не взирая на ее имидж. Однако это не значит, что инвесторы (как иностранные, так и российские) не оценивают риски ведения бизнеса в России. Особенно их волнует система защиты и гарантий прав собственности.

Ненасильственный бизнес

На съезде РСПП предприниматели поставят перед собой задачи на 2008 год. Действовать предлагается по трем направлениям: формирование благоприятных для устойчивого экономического развития институтов, развитие инфраструктуры и укрепление ресурсного потенциала.

Ключевая проблема не меняется вот уже несколько лет - это защищенность прав собственности: "РСПП считает любые формы насильственного передела собственности от "бархатной реприватизации" до рейдерских атак - контрпродуктивными и противоречащими условиям устойчивого экономического развития России в долгосрочной перспективе". И предлагает на практике завершить формирование институтов и механизмов, гарантирующих защиту собственников. Предлагается совершенствовать механизмы разрешения корпоративных конфликтов; создать нормативно-правовую базу применения в российской практике института акционерных соглашений; совершенствовать порядок госрегистрации юридических лиц; ввести правовое регулирование процедур медиации (посредничества). Предлагается уравнять в правах государство и бизнес: "Государство в экономической деятельности должно обладать теми же правами и обязанностями, что и любое предприятие, как в контрактных отношениях, так и при рассмотрении возникающих противоречий в судебных органах". При этом желательно наличие реальной независимости судебной системы.

Бороться же с засильем госкорпораций РСПП предлагает так: "Мы исходим из того, что частный бизнес должен строить партнерские отношения с государственными корпорациями, которые, в свою очередь, будут взаимодействовать не только с крупными, но и с малыми и средними предприятиями". "Важно избежать при этом протекционизма, непрозрачности и сопутствующей им коррупции и обеспечить надлежащие конкурентные отношения", - поясняют авторы предложений.

Еще один пункт повестки - развитие инфраструктуры, чье состояние становится барьером для экономического развития страны. Поэтому, по мнению РСПП, необходим резкий рост числа частно-государственных проектов в данной сфере.

Далека от идеала и налоговая политика. "Наиболее критичным для бизнеса является решение проблемы НДС и реформирования механизма регулирования трансфертного ценообразования", - отмечается в документе. Также предпринимателям рекомендуется заняться решением кадрового вопроса путем развития системы мотивации для высокопроизводительной работы и профобучения.

"Международный опыт свидетельствует, что в среднесрочном аспекте столь разнонаправленные тенденции - отнюдь не специфически российский парадокс. Однако когда качество функционирования государства и общественных институтов снижается, это приводит к плачевным последствиям для бизнеса и в конечном счете для всей нации", - считает один из авторов доклада кандидат экономических наук, завсектором Института мировой экономики и международных отношений РАН Елена Белянова.

Госугрозы

"Откуда исходит угроза бизнесу?" - задают вопрос авторы документа. И отвечают: "Большинство предпринимателей не рассматривают своих коллег по цеху в качестве угрозы. Напротив, они удовлетворены отношениями внутри предпринимательского сообщества. Угрозы со стороны рейдеров и криминальных группировок являются реальными для сравнительно небольшой группы предприятий. Гораздо хуже дела обстоят в отношениях с представителями власти".

"При этом, в отличие от споров с другими участниками рынка, лишь немногие предприниматели рассчитывают отстоять свои права в возможных конфликтах с представителями государства. Не в этом ли объяснение низких оценок защищенности и гарантий прав собственности, так необходимых для обеспечения адекватных стимулов к нововведениям, являющихся ядром экономического развития?" - рассуждают эксперты.

Еще одна опасная тенденция - усиление присутствия государства в экономике в качестве собственника. "Внятной стратегии использования инструмента госкорпораций пока не существует. Есть риск, что инструмент госкорпораций будет использоваться как универсальное средство решения существующих в экономике проблем. Это создает предпосылки огосударствления экономики, существенного ограничения конкуренции, еще большего усиления неравенства государственных и негосударственных участников рынка и общего ухудшения условий ведения бизнеса, что, в свою очередь, неизбежно порождает колоссальные риски искажения стимулов и принятия ошибочных решений", - прогнозируют авторы доклада. И указывают на стагнацию качества госуправления, что наряду со скептицизмом предпринимателей на предмет перспектив отстаивания в суде нарушенных государством прав свидетельствует о наличии фундаментальной проблемы улучшения делового климата - состояния государства. "Неэффективность российского государства делает российский бизнес уязвимым в глобальной конкуренции", - припечатывает доклад.

"Бюджет сегодня составляет треть ВВП. Это говорит о том, что доля государства в экономике слишком велика и это не дает бизнесу эффективно развиваться", - уверен соавтор доклада Сергей Николаенко. По его мнению, проведенные в рамках доклада исследования показали, что в России нет целенаправленной политики в области формирования государственного спроса. "Отток капитала из России в последние два года очень вырос. Объем вывозимого государством капитала чрезмерен, и часть этих денег надо направить на стимулирование развития бизнеса, который пока вынужден обращаться за капиталом за рубеж", - добавил эксперт.

Аморалка

Почему бизнес безмолвствует и не предъявляет внятных претензий к государству? Этот вопрос адресован членам РСПП. "В массовом сознании бизнес, особенно крупный, воспринимается как криминально-аморальный", - оправдывают предпринимателей авторы. И виноват в этом исторический аспект приватизации начала 1990-х годов. Власть же этим пользуется, заявляя о моральном праве на контроль (от имени общества) над таким частным бизнесом - вплоть до его национализации, которая и происходит ползучим образом.

"Государственная политика в сфере бизнеса должна существенно поменяться", - считает еще один автор документа научный руководитель ГУ ВШЭ Евгений Ясин. По его словам, правительство должно законодательно разграничить сферы влияния государства и бизнеса.

Угрожает ли государство бизнесу?

Сергей Борисов / президент "ОПОРЫ России":

Если в государстве работает много нечистоплотных чиновников, тогда оно действительно угрожает бизнесу. Но если государство честное и вырабатывает совместно с бизнесом правила игры, тогда все будет в порядке. То же правило выполняется и в обратную сторону. То есть нечестный бизнес также угрожает государству. Однако тот бизнес, который работает по правилам и исполняет их, является стопроцентным его союзником. Мало того, подобный бизнес вообще играет роль движущей силы развития нашего общества. Что же касается противоречий между властью и предпринимателями, то они вполне могут возникать. Ведь с их помощью, собственно, и осуществляется движение вперед. Однако рассудить все вопросы может только честный суд. А потому чрезвычайно важно, чтобы в судебной практике сложились отношения, которые не будут давать поводов предположить, что суд не беспристрастен и играет на чьей-либо стороне. Любая система должна быть предельно честной, предельно прозрачной и понятной. И чем быстрее мы придем к подобной оптимальной системе, тем быстрее построим совершенное общество.

Виктор Алкснис / зампред политической партии "Народный союз":

Думаю, государство сегодня действительно угрожает бизнесу. Причем угрожает оно в том плане, что беспредела, который бизнес творил в 1990-е годы (в том числе в эпоху приватизации), больше уже никогда не будет. То есть сейчас маятник качнулся в другую сторону. Если раньше считалось, что рынок автоматически все отрегулирует, то сегодня, похоже, власть все-таки начала осознавать, что это не так. И теперь важно, чтобы маятник не занял противоположную крайнюю точку: чтобы не получилось, что государство должно всем управлять и все регулировать. А такая опасность действительно существует. Однако в том, что государству следует вернуться в экономику, у меня никаких сомнений нет.

Владимир Южаков / руководитель проекта "Административная реформа" Центра стратегических разработок:

Вряд ли государство специально угрожает бизнесу. Но очевидно, что многие последние решения государственной власти ограничивают его возможности для свободной конкуренции и для успешного самостоятельного развития. При этом под словом "специально" я имею в виду, что государством всегда решаются какие-то конкретные задачи. Соответственно, и угроза для бизнеса создается не как самоцель, а в рамках того способа решения проблем, который государство для себя выбрало. Именно этот способ ограничивает бизнес и его свободу. Тем не менее я полагаю, что существуют также другие решения. Причем лучшее из них - когда государство точно понимает, где оно полезно для общества и бизнеса, а где его действия ограничивают добросовестную конкуренцию. Потому что обратной стороной любого подобного ограничения является ограничение борьбы за снижение цен и за качество продуктов - товаров и услуг.

Антон Данилов-Данильян / председатель экспертного совета "Деловой России":

Считаю, что вопрос задан некорректно. Причем некорректен он потому, что государство состоит из конкретных чиновников. А потому и говорить следует лишь об отдельных людях. Действительно, некоторые из чиновников угрожают бизнесу, однако другие ему не угрожают. Поэтому о государстве в целом вести речь было бы неправильно.

ГАЛИНА ЛЯШЕНКО, КСЕНИЯ НЕЧАЕВА, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ
Материал опубликован в "Газете" No20 от 05.02.2008г.

http://gzt.ru/business/2008/02/04/220028.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован